Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сила. Сложение сил. Измерение силы

Динамика

13.02.2025
2546
0

Сложение сил. Измерение силы

План урока

  • Сложение сил. Измерение силы

Цели урока

  • Уметь находить результирующую силу
  • Знать, при каких условиях тело покоится

Разминка

  • В известной басне Крылова, лебедь, рак и щука тянули телегу. Почему телега не сдвинулась с места?
  • Две команды перетягивают канат. Если силы противников равны, то в какую сторону будет смещаться канат?

Сложение сил. Измерение силы

 

Как мы теперь знаем, только сила является причиной изменения скорости тела в инерциальной системе отсчета. В практической деятельности человека, и тем более при инженерных расчетах конструкций и механизмов, мы сталкиваемся с тем, что на одно дело могут действовать одновременно много сил. Так, на летящую ракету одновременно действуют (рис. 1):

 

  1. сила тяжести Земли Fтяж, направленная вертикально вниз;
  2. сила тяги двигателя Fтяг вдоль направления разгона ракеты;
  3. сила трения о воздух Fтрен, направленная против движения ракеты.
     

Получается, что на движение тела оказывают влияние несколько сил, а мы пока умеем учитывать вклад только одной силы. Можно ли свести действие многих сил на тело, к действию какой-то одной?

Рис. 1. Обычно на тело действуют несколько сил одновременно


Действия, которые оказывают на точечное тело другие тела, не зависят друг от друга.


Действительно, сила притяжения ракеты к Земле (рис. 1) не зависит от того летит ракета или покоится. Земля притягивает ракету, потому что она обладает массой. 

В свою очередь сила тяги двигателя зависит только от его конструкции и скорости подачи топлива. И наконец, сила трения о воздух определяется только скоростью движения ракеты и плотностью воздуха. 

 

Если бы на ракету действовали еще какие-то силы, то точно также, они зависели бы только от своих причин. Таким образом, на примере с ракетой, мы видим, что силы действуют на тело независимо друг от друга.

 

С другой стороны, практика подсказывает, что:

 

  1. силы могут быть уравновешены;
  2. силы складываются друг с другом или вычитаются друг из друга, в зависимости от их направления.
     

Рассмотрим пример двух одинаковых локомотивов, сцепленных друг с другом и стоящих на горизонтальной поверхности (рис. 2).

Рис. 2. Различные варианты сложения сил

Пусть в первом случае двигатели локомотивов выключены. Тогда на оба этих тела не действуют силы, и они продолжают покоиться. Их скорость и ускорение равны нулю: v0 = 0, a = 0.
 

Пусть теперь каждый локомотив развивает одинаковую силу, но эти силы направлены противоположно. Тогда знаки этих сил противоположны: F2 положительна, т.к. направлена вдоль оси X, F1 отрицательна, т.к. направлена против оси координат. Поскольку модули этих сил равны

 

F2=F1

 

то они взаимно сокращаются − их сумма равна нулю:

 

F2+F1=F2-F2=0.

 

Результат действия двух равных по модулю противоположных сил такой же, как отсутствие действия сил. Локомотивы покоятся: v0 = 0, a = 0.


Если тело в инерциальной системе отсчета движется равномерно прямолинейно или покоится, то либо на тело не действуют никакие силы, либо сумма действующих на тело сил равна нулю.


Пусть теперь второй локомотив развивает в два раза большую силу, чем первый, и их силы противоположно направлены:

 

F2=-2·F1.

 

Силы не скомпенсированы, локомотивы ускоряются: v > 0, a > 0.

 

Сложение этих разнонаправленных сил приведет к тому, что остается не скомпенсированной одинарная сила:
 

F2-F1=2·F1-F1=F1.
 

Очевидно, что действие результирующей не скомпенсированной силы F1 на локомотивы точно такое же, как действие двух сил, связанных равенством F2=-2·F1.


Если на тело действует несколько сил, то результат их действия совпадает с результатом действия одной силы, равной сумме указанных сил с учетом их знака.


Отсюда следует способ измерения сил. Если на какое-либо тело действует неизвестная сила, то мы должны подобрать противоположную по величине силу, так чтобы тело пришло в состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. В этом случае подобранная нами известная сила равна по модулю неизвестной силе. Так, например мы взвешиваем с помощью безмена, приравнивая известную силу пружины неизвестной силе тяжести груза.


Измерить силу − значит подобрать ей равную по модулю силу.


Итоги

 

  • Действия, которые оказывают на точечное тело другие тела, не зависят друг от друга;
  • Если тело в инерциальной системе отсчета движется равномерно прямолинейно или покоится, то либо на тело не действуют никакие силы, либо сумма действующих на тело сил равна нулю;
  • Если на тело действует несколько сил, то результат их действия совпадает с результатом действия одной силы, равной сумме указанных сил с учетом их знака;
  • Измерить силу − значит подобрать ей равную по модулю силу.


Упражнение 1

 

1. На тело действуют две силы в положительном направлении оси X. Модули этих сил, измеренные в эталонных единицах равны F1=7F2=3. Определите модуль и знак результирующей силы.
 

2. На тело действуют две силы. Сила F1=3 действует в положительном направлении оси координат, а сила F2=7 в отрицательном направлении оси. Определите модуль и знак результирующей силы.


Контрольные вопросы

 

1. Как определить результат одновременного воздействия на тело нескольких сил?
2. В чем состоит процесс измерения силы?


Ответы

 

Упражнение 1

 

1. F = 10.
 

2. F = -4.


Предыдущий урок
Действие одного тела на другое. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона
Динамика
Следующий урок
Сила тяжести
Другие разделы
Урок подготовил(а)
Андрей Михайлович
Андрей Михайлович
Учитель физики
Опыт работы: 12 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке