Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Природно-территориальный комплекс

Биосфера

Природно-территориальный комплекс (ПТК)

План урока

  • Природно-территориальный комплекс;
  • Антропогенный комплекс.

Цели урока

  • Уметь приводить примеры ПТК;
  • Уметь приводить примеры антропогенных природных комплексов;
  • Иметь представление о Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разминка

  • Из каких частей состоит географическая оболочка?
  • Приведите примеры влияния живых организмов на оболочки Земли.

 

Природно-территориальный комплекс

Рис. 1. Природно-территориальный комплекс Рис. 1. Природно-территориальный комплекс

Разнообразие почв, животных и растений объясняется разнообразием природных условий. Живые организмы, приспосабливаются к окружающей среде и сами влияют на неживую природу.

Таким образом, все компоненты природы на определённой территории взаимодействуют друг с другом и формируют единый природно-территориальный 

комплекс (ПТК) (рис.1).


Природно-территориальный комплекс — закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории.


Упражнение 1

 

Какие компоненты ПТК обозначены цифрами на рис. 1?


При изменении одного компонента начинают меняться все остальные. Нет плохих или неважных компонентов. Присутствие каждого компонента ПТК делает его неповторимым. В разных частях планеты сформировался свой набор ПТК. Природные комплексы бывают разных размеров (рис.2). 

Рис. 2. Деление ПТК по размерам Рис. 2. Деление ПТК по размерам

 

В настоящее время практически все природные комплексы изменены человеком. Выделяют антропогенные (созданные человеком) (рис.3) и природно-антропогенные комплексы. 

Рис. 3. Примеры антропогенных комплексов Рис. 3. Примеры антропогенных комплексов

 

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Был составлен Список всемирного наследия ЮНЕСКО, который включает как культурные, так и природные объекты. Например, в него вошли национальный парк «Килиманджаро», вулканы Камчатки, Большой Барьерный риф, мавзолей Тадж–Махал, руины древнего города Мачу–Пикчу и др. 

 

На территории нашей страны сейчас зарегистрировано 29 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: 18 культурных и 11 природных.


Контрольные вопросы

 

  1. Приведите примеры антропогенных комплексов, созданных в гидросфере.
  2. В каком городе находится ансамбль Новодевичьего монастыря?


Ответы

 

Упражнение 1

 

  1. воздух;
  2. растения и животные;
  3. рельеф и горные породы;
  4. почва;
  5. внутренние воды.


Водяной пар в атмосфере, облака

Атмосфера. Климат
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История