Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сказка. Жанры сказок. Волшебная сказка. Сказка «Царевна-лягушка»

Устное народное творчество

Сказка. Жанры сказок. Волшебная сказка. Сказка «Царевна-лягушка»

 

План урока:

  • Русская народная сказка и её жанры
  • Композиционные и языковые особенности волшебной сказки
  • Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Цели урока:

  • Знать жанровые особенности русских народных сказок
  • Уметь отличать сказку от других жанров устного народного творчества

Разминка

  • В каких сказках можно найти эти пословицы?
  • Битый небитого везёт.
  • Кому вершки, а кому корешки.

 

Русская народная сказка и её жанры


Сказка — это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. Она всегда основана на вымысле.


 

Жанровые особенности сказки:

  • действуют и говорят не только люди, но и животные;
  • воссоздается старинный быт;
  • в конце сказки добро побеждает зло, справедливость торжествует.

 

Можно выделить три жанра русских народных сказок, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их.

 

Таблица 1. Жанры русской народной сказки и их особенности 

 

Виды

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Признаки

Вместо людей действуют животные, наделённые не только речью, но и человеческими качествами.

Описывают быт людей.

 

Герои проявляют ум, смекалку.

В основе сюжета лежат фантастические события.

 

Наличие волшебных предметов-помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка).

 

Наличие постоянных эпитетов (красочных устойчивых определений: чисто поле, живая и мёртвая вода, добрый молодец).

 

Троекратное повторение (три сына, три дня и три ночи).

 

Герои делятся на положительных и отрицательных.

Примеры

«Зимовье зверей», «Теремок»

«Репка», «Каша из топора»

«Сивка-бурка», «Гуси-лебеди»

 

 

Композиционные и языковые особенности волшебной сказки

 

Волшебные сказки имеют свои композиционные особенности: присказка, зачин, концовка.


Присказка  — ритмическая прибаутка, предшествующая зачину в сказках.

 

«Пареной репы покушайте, бабушкиных сказок послушайте». Часто заканчивается словами «Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди». 


Зачин — начало сказки.

 

«В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был…»


Концовка — последние слова сказки, её завершение.

 

«И стали они жить-поживать, добра наживать», «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец…»


Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы — готовые словесные формулы, украшающие сказку, помогающие её запоминать.


  1. Как обычно заканчиваются народные сказки?
  2. Назовите жанры народных сказок. Чем они отличаются друг от друга?
  3. В чём необычность языка сказки?


Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

 

Передавать сказки слово в слово из уст в уста трудно: они объёмные по содержанию, имеют много героев. Поэтому каждое воспроизведение могло вносить незначительные видоизменения, замены. Отсюда вариативность фольклора. Одна и та же народная сказка может иметь несколько вариантов, например «Царевна-лягушка» имеет более 20.

 

Начинается сказка так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына». Это устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку. Зачин  вводит место действия и называет героев.

 

Кульминацией сказки является битва тёмных и светлых сил: «Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался».

 

Концовка: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Обычно концовка возвращает героев в реальный мир или содержит поучение, обращённое к читателям.

Рис. 1. В. М. Васнецов. Царевна-лягушка, 1918 г. Рис. 1. В. М. Васнецов. Царевна-лягушка, 1918 г.

Для фольклора в целом и в частности для сказки «Царевна-лягушка» значимо магическое число 3. Оно символизирует полноту и завершённость, поскольку содержит в себе начало, середину и конец. В «Царевне-лягушке» оно встречается несколько раз: три сына, три задания получают от царя невестки, три пары железных сапог пришлось износить Ивану Царевичу.

 

В сказке «Царевна-лягушка» утверждаются народные идеалы добра, красоты, справедливости. Их воплощают главные герои:

  • Иван-царевич проявляет доброту и милосердие к животным, которых пощадил. Он идёт к своей цели и достигает её, преодолевая ради любви все препятствия;
  • Василиса Премудрая умна, спокойна, трудолюбива.

Именно эти качества всегда ценились народом. Сказка учит читателя судить о людях не по внешности, а по их делам.

 


Вопросы и задания 

  1. Составьте план к сказке «Царевна-лягушка».
  2. Найдите в сказке зачин, концовку и языковые средства, характерные для волшебной сказки.
  3. Назовите персонажей, которые стали волшебными помощниками Ивана. Почему животные помогали Ивану погубить Кощея?
  4. Что позволяет назвать сказку волшебной?
  5. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?
  6. Найдите в тексте описание труда Василисы Премудрой. Как она трудится? Как оценивают её работу?


Контрольные вопросы 

 

1. Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

А. Жили-были…

Б. Было у отца три сына…

В. В некотором царстве, в некотором государстве…

Г. В те далекие времена…

 

2. Где старший брат Ивана-царевича нашёл свою стрелу?

А. Боярский двор

Б. Княжеский двор

В. Купеческий двор

Г. Монетный двор

 

3. Куда упала стрела среднего брата Ивана-царевича?

А. Монастырский двор

Б. Крестьянский двор

В. Царский двор

Г. Купеческий двор

 

4. Как быстро нашёл свою стрелу Иван-царевич?

А. На седьмой день

Б. На третий день

В. На следующее утро

Г. Сразу же

 

5. Какое задание не давал царь жёнам своих сыновей?

А. Испечь каравай

Б. Соткать ковер

В. Прибрать горницу

Г. Явиться на пир

 

6. В кого превратилась лягушка?

А. Василиса Премудрая

Б. Василиса Прекрасная

В. Елена Прекрасная

Г. Варвара Краса


Ответы

1 — В, 2 — А, 3 — Г, 4 — Б, 5 — В, 6 — А.


Предыдущий урок
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках
Устное народное творчество
Следующий урок
Э. Сетон-Томпсон. «Арно»
Зарубежная литература
  • Образование горных пород

    География

  • География — наука о планете Земля

    География

  • Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке