Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

Устное народное творчество

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

 

План урока

  • Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»
  • Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

Цели урока

  • Знать жанровые особенности бытовых сказок и сказок о животных, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках
  • Уметь анализировать композицию текста, выделять общие черты и различия в сказках разных жанров

Разминка

Продолжите устойчивые сказочные формулы:

  1. Утро вечера…
  2. Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила…
  3. Что ты воротился невесел…
  4. Сказка ложь...

 

Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»

 

Сказки о животных считаются самыми древними: они связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – зверолова и охотника. Сюжет часто строится на повторении эпизодов. В сказках о животных человек обычно не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только речью, но и человеческими качествами. Обычно лиса хитрая, баран глупый, заяц трусливый.

 

Русская народная сказка «Журавль и цапля» построена в форме диалога. Она начинается с присказки: «Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала. Это присказка, а сказка вот какая».

 

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля» Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля»

После присказки следует зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля».

 

Просторечные слова и выражения подчеркивают то, что сказка создана и передается из уст в уста народом: «по сю пору», «тяп-тяп», «выдь за меня замуж», «несолого похлебав» (ни с чем).

Содержание сказки строится на повторе одних и тех же действий: один из героев предлагает другому жениться, тот отказывается, но передумав, сам идет с предложением, однако получает отказ. Это создает комический эффект. Народ смеется и над нерешительным журавлем, и над капризной цаплей, которая не может понять, что же ей нужно. Упрямство, высокомерие, принципиальность осуждаются народом.


  1. Какой недостаток высмеивается в сказке?
  2. Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?
  3. Подумайте, чем эта сказка отличается от волшебной и в чем ее сходство с ней.


 

Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

 

В мире бытовых сказок все реалистично. Герои: хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп. Им приходится рассчитывать не на волшебных помощников, а на свой ум и смекалку.

 

Бытовые сказки кратки. В их сюжете обычно лежит один эпизод, события быстро развиваются. В. Г. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

 

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель» Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель»

В сказке «Солдатская шинель» героями являются находчивый солдат и глуповатый барин. Солдат гораздо ближе к народу, поэтому он наделен положительной чертой – смекалкой. Барин же, который не понимает, почему ему не спится на солдатской шинели, высмеивается.

 

Присказки и зачина в этой сказке нет, но есть яркая концовка, которая напоминает пословицу: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!» Концовка отражает жизнь народа: как и солдат, он трудится, не жалея сил, и способен выдержать любые испытания.


  1. Каких героев и какие качества в этой сказке народ одобряет, а какие высмеивает?
  2. В чем заключается основная мысль сказки?


 

Таким образом, в сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали, добре и зле. Сочинителем сказок был народ, который и передавал их через поколения. Многие русские писатели собирали и записывали сказки, пословицы, поговорки. Благодаря этому сказки дошли до нас. Собирали и записывали сказки А.Н. Афанасьев, А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Даль.

Предыдущий урок
Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры
Устное народное творчество
Следующий урок
Русские писатели о родной природе и о себе
Русская литература XX века
  • Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Морфологический разбор глагола

    Русский язык

  • Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов

    Математика

  • Глагол can в настоящем времени

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке