Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мир глазами историка

Земля и человечество

19.04.2024
2504
0

Мир глазами историка

Цели урока

  • узнаем, что изучает история
  • узнаем о летоисчислении
  • научимся читать историческую карту и ленту времени
  • научимся определять по году век
  • будем учиться записывать века римскими цифрами


Что такое история? Попробуйте объяснить своими словами.


События могут происходить в разное время. История — это наука, которая изучает прошлое. 

 

Слово «история» в переводе с греческого языка означает «рассказ о прошлом человека». Историки — это учёные, изучающие историю человечества. Они работают в архивах, библиотеках, музеях. В данных учреждениях собраны все исторические источники. Исторические источники (рис. 1) — это всё то, что может рассказать о прошлом человечества (вещи, книги, рисунки и т. д.).

Рис. 1. Исторические источники

Многие исторические источники были обнаружены благодаря науке археологии. Она помогает экспонатам попасть в музей, и учёные, которые ей занимаются, называются археологи. Археология — это раздел истории, изучающий прошлое по останкам животных, людей, по найденным материальным предметам. Для поиска таких предметов и останков археологи проводят раскопки. 


Что такое историческая карта? Можно ли её отнести к историческим источникам? Для чего она нужна? Как правильно её читать?


Историческая карта (рис. 2) — это карта, на которой изображено то, где и как происходило определённое событие (события). Чтобы узнать информацию об этом событии, карту надо читать. Чтобы прочитать карту , нужно изучить условные знаки . Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами. Важную роль на исторической карте играет цвет. В разные цвета окрашены территории различных государств, войска и флот разных государств. Ряд информации написан на самой карте: название крепости (Измаил), названия ворот, имена главнокомандующих.

Рис. 2. Историческая карта


Что такое летоисчисление? Как сейчас ведут летоисчисление? Всегда ли так было? В каком году и веке мы живём?


Летоисчисление — это система отсчёта времени, начиная с определённого момента. 

 

Так, каждому событию в истории соответствует своя дата. Например, говоря о своём рождении, мы называем число, месяц и год. Когда речь идёт об очень старинных событиях, используют слова «тысячелетие», «век».

 

1 тысячелетие = 1 000 лет = 10 веков

1 век = 100 лет

 

В древние времена у разных народов был свой календарь, разный счёт лет. Так, на Руси год начинался с весны. В Древнем Египте вели счёт лет по правлениям монархов. В Древнем Риме летоисчисление начиналось с даты основания Рима. Позже там был введён юлианский календарь, названный в честь правителя Юлия Цезаря. Год по этому календарю начинался с 1 января.   

 

Сегодня в России и во многих других странах ведут летоисчисление со дня рождения Иисуса Христа. При этом первым годом является тот, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры.

 

Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой» , а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры» .

 

В России такое летоисчисление было принято с 1700 года по указу 

Петра I. 

 

Расположение веков, годов на числовом луче называется лентой времени (рис. 3, 4).

Рис. 3. Лента времени. Эры

Рис. 4. Лента времени. Года и века


Как обозначены века в ленте времени? Какой век обозначается знаками XIX? Как определить век, год без ленты времени?


В истории годы принято обозначать с помощью арабских цифр, века «» с помощью римских. Для обозначения римских чисел используются заглавные латинские буквы. Их значения можно посмотреть на рисунке 5. 

Рис. 5. Знаки римских цифр

Чтобы составить из данных знаков друге числа, используют их набор по правилам.

 

1. Для записи нового числа используют знаки ближайшего числа. Например, чтобы написать число 2 нужно использовать знак I, не V, так как 1 ближе к 2, чем к 5. Получаем II — 2.

 

2. Для записи чисел знаки повторяют. Но нельзя их повторять 4 и более раз. Например, чтобы записать число 3, понадобится три знака I. Получаем III. Число 4 получить также (IIII) нельзя, так как знак I повторится 4 раза, что нарушает правило.

 

3. Если число нужно уменьшить, то меньший знак ставят слева от большего. 

Например, надо составить число 4. Значит, берём знаки I и V. Знак меньшего числа ставим слева. Получаем IV.

 

4. Если число нужно увеличить, то меньший знак ставят справа от большего. 

Например, надо составить число 11. Значит, берём знаки I и X. Знак меньшего числа ставим справа. Получаем XI.

 

Чтобы определить по году век , надо следовать такому алгоритму.

 

1. Посмотреть, чем оканчивается число.

2. Если оно на конце имеет один или два нуля, то век определятся по общему количеству сотен: 100 год — I век (1 век), 1800 год — XVIII век 
(18 век).

3. Если оно не имеет на конце нулей, то век определяем по общему количеству сотен и прибавляем к нему один: 101 год — II  век (2 век), 
1673 год — XVII век (17 век).


Напишите века с помощью римских цифр.


Вставьте в текст пропущенные слова и прочитайте его.

 

Для обозначения дат событий используются слова: сто лет — _______ , 
а десять веков — _______ . События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к _______ эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось ________. В истории годы принято обозначать с помощью ______________ цифр, а века — с помощью __________ цифр. Помощницей при изучении истории служит … ___________карта.


Поставьте красную точку на:

 

X веке, если тема ясна и понятна;

V веке, если остались вопросы;

I веке, если тема непонятна.

 


Предыдущий урок
Мир глазами географа
Земля и человечество
Следующий урок
Мир глазами эколога. Международная Красная книга
Земля и человечество
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Определенный артикль the

    Английский язык

  • Фраза to be going to

    Английский язык

  • Few a few, little a little

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке