- вспомним, чем отличаются буквы от звуков
- повторим характеристики звуков
- научимся выполнять звуко-буквенный разбор
- вспомним правила написания изученных орфограмм
Подумайте, чем гласные буквы отличаются от звуков? Сколько в русском языке гласных букв? А звуков?
Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте отгадать звуки, которые произносят дети.
Гласные звуки — [а], [о], [у], [э], [ы], [и] обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.
Гласный звук:
- состоит только из голоса;
- при произношении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречая преград;
- гласный звук образует слог.
Гласный звук бывает ударным и безударным.
Вспомните!
С гласным звуком связана орфограмма «Безударный гласный звук в корне слова». Чтобы проверить написание буквы с такой орфограммой, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Иногда такое слово подобрать невозможно. В этом случае орфограмма считается непроверяемой, поэтому правильное написание надо запоминать или искать в орфографическом словаре.
Найдите на иллюстрации буквы согласных. Закрасьте их.
Вспомните, чем гласный звук отличается от согласного.
Согласный звук:
- состоит из голоса и шума или только шума;
- при произношении воздух во рту встречает препятствие (губы, рот, язык);
- только вместе с гласным может образовать слог.
Согласные звуки имеют, в отличие от гласных, несколько характеристик. Они бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. По каждому из признаков согласный может иметь пару (парный) или не иметь пары (непарный).
Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ш, щ.
Буквы всегда твёрдых звуков: ж, ш, ц.
Буквы всегда мягких звуков: й, ч, щ.
Буквы всегда звонких звуков: й, л, м, н, р.
Буквы всегда глухих звуков: х, ч, щ, ц.
Вспомните!
С согласными связано много орфограмм.
- Буквосочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк, чн, чт». Их написание надо запомнить.
- Удвоенная буква согласного звука (аппетит). Написание орфограммы надо запомнить.
- Буква парного по звонкости и глухости согласного звука на конце слова. Чтобы правильно записать такую букву, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласным звуком.
Зуб — зу́бы
Звуко-буквенный разбор
Звуко-буквенный разбор слова помечается цифрой 1. Его выполняют по такому алгоритму.
- Произнесите слово. Назовите каждый звук в нём. Запишите его транскрипцию.
- Определите, сколько в слове слогов. Запишите. Произнесите слово по слогам. Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. Поставьте ударение в транскрипции.
- Произнесите (выделите голосом) каждый звук в слове по порядку.
- Определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он — ударный или безударный; если согласный, то какой он — звонкий или глухой, парный или непарный, твёрдый или мягкий. Назовите букву, которой обозначается каждый звук.
- Сделайте вывод о количестве букв и звуков в слове.
Образец письменного выполнения
Весна1
Весна [в' и с н а́] — 2 слога.
в – [в'] — согл., мягк. парн., зв. парн.
е – [и] — гл., безуд.
с – [с] — согл., тв. парн., глух. парн.
н – [н] — согл., тв. парн., зв. непар.
а – [а́] — гл., уд.
5 б., 5 зв.
Упражнение 1
Произнесите слова. Устно объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости/звонкости согласный звук в каждом слове.
Морко___ь (в/ф), коро__ (в/ф), дру__ (г/к), тетра_ь (д/т), ду__ (п/б), хле__ (п/б), голу_ь (п/б), ё_ (ж/ш)1.
Запишите получившиеся слова вместе с проверочным словом. Подчеркните согласный, который вы вставили.
Упражнение 2
Прочитайте.
Ч_родей, х_отичный, с_мволический, л_сник, выт_нул, проб_гал, л_сичка, в_дитель.
Запишите слова, вписывая верную безударную гласную в каждом слове.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Морковь — моркови, коров — корова, друг — друга, тетрадь — тетради, дуб — дубы, хлеб — хлеба, голубь — голуби, ёж1 — ежи.
Ёж [й' о́ ш] — 1 слог.
ё – [й'] – согл., мягк. непарн., зв. непарн.
– [о́] — гл., уд.
ж – [ш] — согл., тв. непарн., глух. парн.
2 б., 3 зв.
Упражнение 2
Чародей, хаотичный, символический, лесник, вытянул, пробегал, лисичка, водитель.