Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуко-буквенный разбор.

Фонетика

21.12.2024
3017
0

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуко-буквенный разбор

Цели урока

  • вспомним, чем отличаются буквы от звуков
  • повторим характеристики звуков
  • научимся выполнять звуко-буквенный разбор
  • вспомним правила написания изученных орфограмм


Подумайте, чем гласные буквы отличаются от звуков? Сколько в русском языке гласных букв? А звуков?

 

рисунок

 

 

Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте отгадать звуки, которые произносят дети.


Гласные звуки — [а], [о], [у], [э], [ы], [и] обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.

 

Гласный звук:

  • состоит только из голоса;
  • при произношении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречая преград;
  • гласный звук образует слог.

Гласный звук бывает ударным и безударным.

 

Вспомните!

 

С гласным звуком связана орфограмма «Безударный гласный звук в корне слова». Чтобы проверить написание буквы с такой орфограммой, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Иногда такое слово подобрать невозможно. В этом случае орфограмма считается непроверяемой, поэтому правильное написание надо запоминать или искать в орфографическом словаре.


Найдите на иллюстрации буквы согласных. Закрасьте их.

 

рисунок

 

 

Вспомните, чем гласный звук отличается от согласного.


Согласный звук

 

  • состоит из голоса и шума или только шума;
  • при произношении воздух во рту встречает препятствие (губы, рот, язык);
  • только вместе с гласным может образовать слог.


Согласные звуки имеют, в отличие от гласных, несколько характеристик. Они бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. По каждому из признаков согласный может иметь пару (парный) или не иметь пары (непарный).  

Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ш, щ.

Буквы всегда твёрдых звуков: ж, ш, ц.

Буквы всегда мягких звуков: й, ч, щ.

Буквы всегда звонких звуков: й, л, м, н, р.

Буквы всегда глухих звуков: х, ч, щ, ц.



Вспомните!

 

С согласными связано много орфограмм.

 

  1. Буквосочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк, чн, чт». Их написание надо запомнить.
  2. Удвоенная буква согласного звука (аппетит). Написание орфограммы надо запомнить.
  3. Буква парного по звонкости и глухости согласного звука на конце слова. Чтобы правильно записать такую букву, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласным звуком.

                    Зуб — зу́бы

 


Звуко-буквенный разбор

 

Звуко-буквенный разбор слова помечается цифрой 1. Его выполняют по такому алгоритму.

 

  1. Произнесите слово. Назовите каждый звук в нём. Запишите его транскрипцию.
  2. Определите, сколько в слове слогов. Запишите. Произнесите слово по слогам. Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. Поставьте ударение в транскрипции.
  3. Произнесите (выделите голосом) каждый звук в слове по порядку.
  4. Определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он — ударный или безударный; если согласный, то какой он — звонкий или глухой, парный или непарный, твёрдый или мягкий. Назовите букву, которой обозначается каждый звук.
  5. Сделайте вывод о количестве букв и звуков в слове.

 

Образец письменного выполнения
 

Весна1

 

Весна [в' и с н а́] — 2 слога.

в – [в'] — согл., мягк. парн., зв. парн.

е – [и] — гл., безуд.

с – [с] — согл., тв. парн., глух. парн.

н – [н] — согл., тв. парн., зв. непар.

а – [а́] — гл., уд.

5 б., 5 зв.



Упражнение 1

 

Произнесите слова. Устно объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости/звонкости согласный звук в каждом слове.

 

Морко___ь (в/ф), коро__ (в/ф), дру__ (г/к), тетра_ь (д/т), ду__ (п/б), хле__ (п/б), голу_ь (п/б), ё_ (ж/ш)1.

 

Запишите получившиеся слова вместе с проверочным словом. Подчеркните согласный, который вы вставили.


Упражнение 2

 

Прочитайте.

 

Ч_родей, х_отичный, с_мволический, л_сник, выт_нул, проб_гал, л_сичка, в_дитель.

 

Запишите слова, вписывая верную безударную гласную в каждом слове.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Морковь — моркови, коров — корова, друг — друга, тетрадь — тетради, дуб — дубы, хлеб — хлеба, голубь — голуби, ёж1 ежи.
 

Ёж [й' о́ ш] — 1 слог.

ё – [й'] – согл., мягк. непарн., зв. непарн.

   – [о́] — гл., уд.

ж – [ш] — согл., тв. непарн., глух. парн.

2 б., 3 зв.

 

Упражнение 2

 

Чародей, хаотичный, символический, лесник, вытянул, пробегал, лисичка, водитель.


Предыдущий урок
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Слова, которые не имеют окончания.
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Однокоренные слова.
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

    Литературное чтение

  • С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

    Литературное чтение

  • А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке