Будем учиться находить в тексте слова с буквосочетаниями с шипящими и применять правила написания данных буквосочетаний
Прочитайте. Произнесите скороговорку быстро.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
Какие звуки в ней повторяются? Как называются такие звуки? Какие ещё звуки можно отнести к этой группе?
Звуки [ж], [ш], [ч’] и [щ’] называются шипящими .
В русском языке звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, а [ч’] и [щ’] - мягкие.
Прочитайте. Что обозначает каждое из слов?
Цветочница, хищник, мачта, спички, кончик, мощный, почта, птенчик.
Почему в выделенных буквосочетаниях не пишется буква Ь как показатель мягкости согласного?
Вспомните!
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без мягкого знака . Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограмма.
В некоторых случаях такие сочетания чт, чн читаются как [шт], [шн]. Такие слова надо запоминать, проверять по орфоэпическому словарю.
Например: скворечник - скворе[ш]ник, что - [ш]то.
Упражнение 1
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каких словах нужен Ь, а в каких не нужен?
Соч_ный, синич_ка, мач_та, сбор_щик, печ_ной, хищ_ник, вазоч_ка, метел_, булоч_ная, поч_та, оч_ки, овощ_ной, пал_то, сарафан_чик, чудовищ_ный, тарелоч_ка.
Упражнение 2
Прочитайте. Составьте из слов предложение.
В, мыши, жили, чулане.
Запишите предложение.
Найдите и подчеркните шипящие. В каких буквосочетаниях они используются?
Какие правила связаны с написанием этих буквосочетаний?
Вспомните!
Орфограммы
- жи - ши пиши с буквой И
- ча - ща пиши с буквой А
- чу - щу пиши с буквой У
Упражнение 3
Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика.
Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 4
Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился текст.
Стайка клестов кружилась над ельником. Солнце освещало вершины елей. Клесты искали пищу. На деревьях были крупные шишки.
Спишите текст.
Найдите и подчеркните в тексте изученные на уроке орфограммы.
Поставьте себе отметку за урок, будьте честными с собой:
5 - все задания выполнил верно, без помарок или есть только одна помарка;
4 - все задания понял, но допустил в тетради 1–2 ошибки (2 помарки равны 1 ошибке);
3 - было трудно понять тему урока, но я очень старался, в тетради допустил 3–5 ошибок;
2 - я плохо понял тему, мне нужно еще потренироваться и выполнить дополнительные задания.
Упражнение 1
Сочный, синичка, мачта, сборщик, печной, хищник, вазочка, метель, булочная, почта, очки, овощной, пальто, сарафанчик, чудовищный, тарелочка.
Упражнение 2
В чулане жили мыши.
Упражнение 3
Щавелевый суп, частые поездки, чуткий товарищ, щучий хвост, мышиная нора.
Упражнение 4
Солнце освещало вершины елей. На деревьях были крупные шишки. Стайка клестов кружилась над ельником. Клесты искали пищу.