- будем учиться находить в тексте слова с буквосочетаниями с шипящими и применять правила написания данных буквосочетаний
Прочитай. Произнеси скороговорку быстро.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
Какие звуки в ней повторяются? Как называются такие звуки? Какие ещё звуки можно отнести к этой группе?
Звуки [ж], [ш], [ч’] и [щ’] называются шипящими.
В русском языке звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, а [ч’] и [щ’] — мягкие.
Прочитай. Что обозначает каждое из слов?
Цветочница, хищник, мачта, спички, кончик, мощный, почта, птенчик.
Почему в выделенных буквосочетаниях не пишется буква «ь» как показатель мягкости согласного?
Вспомни!
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без мягкого знака . Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — это орфограмма.
В некоторых случаях сочетания чт, чн читаются как [шт], [шн]. Такие слова надо запоминать, проверять по орфоэпическому словарю.
Например: скворечник — скворе[ш]ник, что — [ш]то.
Упражнение 1
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В каких словах нужен «ь», а в каких не нужен?
Соч_ный, синич_ка, мач_та, сбор_щик, печ_ной, хищ_ник, вазоч_ка, метел_, булоч_ная, поч_та, оч_ки, овощ_ной, пал_то, сарафан_чик, чудовищ_ный, тарелоч_ка.

Упражнение 2
Прочитай. Составь из слов предложение.
В, мыши, жили, чулане.
Запиши предложение.
Найди и подчеркни шипящие. В каких буквосочетаниях они используются?
Какие правила связаны с написанием этих буквосочетаний?
Вспомни!
Орфограммы
- жи–ши пиши с буквой «И»
- ча–ща пиши с буквой «А»
- чу–щу пиши с буквой «У»
Упражнение 3
Подбери к словам из первого столбика слова из второго столбика.

Запиши в тетрадь получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Упражнение 4
Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст.
Стайка клестов кружилась над ельником. Солнце освещало вершины елей. Клесты искали пищу. На деревьях были крупные шишки.
Спиши текст.
Найди и подчеркни в тексте изученные на уроке орфограммы.
Поставь себе отметку за урок, будь честным с собой.
5 — все задания выполнил верно без помарок или есть только одна помарка.
4 — все задания понял, но допустил в тетради 1–2 ошибки (2 помарки равны 1 ошибке).
3 — было трудно понять тему урока, но я очень старался, в тетради допустил 3–5 ошибок.
2 — я плохо понял тему, мне нужно ещё потренироваться и выполнить дополнительные задания.
Упражнение 1
Сочный, синичка, мачта, сборщик, печной, хищник, вазочка, метель, булочная, почта, очки, овощной, пальто, сарафанчик, чудовищный, тарелочка.
Упражнение 2
В чулане жили мыши.
Упражнение 3
Щавелевый суп, частые поездки, чуткий товарищ, щучий хвост, мышиная нора.
Упражнение 4
Солнце освещало вершины елей. На деревьях были крупные шишки. Стайка клестов кружилась над ельником. Клесты искали пищу.