Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу

Орфография

14.02.2025
3417
0

Написание буквосочетаний с шипящими

Цель урока

  • будем учиться находить в тексте слова с буквосочетаниями с шипящими и применять правила написания данных буквосочетаний


Прочитай. Произнеси скороговорку быстро.

 

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

 

Какие звуки в ней повторяются? Как называются такие звуки? Какие ещё звуки можно отнести к этой группе?


Звуки [ж], [ш], [ч’] и [щ’] называются шипящими

 

В русском языке звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, а [ч’] и [щ’] — мягкие.


Прочитай. Что обозначает каждое из слов?

 

Цветочница, хищник, мачта, спички, кончик, мощный, почта, птенчик.

 

Почему в выделенных буквосочетаниях не пишется буква «ь» как показатель мягкости согласного?


Вспомни!

 

Буквосочетания  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без мягкого знака . Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — это орфограмма. 

 

В некоторых случаях сочетания чт, чн читаются как [шт], [шн]. Такие слова надо запоминать, проверять по орфоэпическому словарю.

 

Например: скворечник — скворе[ш]ник, что — [ш]то.


Упражнение 1

 

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В каких словах нужен «ь», а в каких не нужен?

 

Соч_ный, синич_ка, мач_та, сбор_щик, печ_ной, хищ_ник, вазоч_ка, метел_, булоч_ная, поч_та, оч_ки, овощ_ной, пал_то, сарафан_чик, чудовищ_ный, тарелоч_ка.


Картинка


Упражнение 2

 

Прочитай. Составь из слов предложение. 

 

В, мыши, жили, чулане.

 

Запиши предложение.

Найди и подчеркни шипящие. В каких буквосочетаниях они используются?


Какие правила связаны с написанием этих буквосочетаний? 


Вспомни!

 

Орфограммы 

 

  • жи–ши пиши с буквой «И»
  • ча–ща пиши с буквой «А»
  • чу–щу пиши с буквой «У»


Упражнение 3

 

Подбери к словам из первого столбика слова из второго столбика.

Картинка

Запиши в тетрадь получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы.


Картинка


Упражнение 4

 

Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст.

 

Стайка клестов кружилась над ельником. Солнце освещало вершины елей. Клесты искали пищу. На деревьях были крупные шишки.

 

Спиши текст.

Найди и подчеркни в тексте изученные на уроке орфограммы.


Поставь себе отметку за урок, будь честным с собой.

 

5 — все задания выполнил верно без помарок или есть только одна помарка.

4 — все задания понял, но допустил в тетради 1–2 ошибки (2 помарки равны 1 ошибке).

3 — было трудно понять тему урока, но я очень старался, в тетради допустил 3–5 ошибок.

2 — я плохо понял тему, мне нужно ещё потренироваться и выполнить дополнительные задания.

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

Сочный, синичка, мачта, сборщик, печной, хищник, вазочка, метель, булочная, почта, очки, овощной, пальто, сарафанчик, чудовищный, тарелочка.

 

Упражнение 2

 

В чулане жили мыши.

 

Упражнение 3

 

Щавелевый суп, частые поездки, чуткий товарищ, щучий хвост, мышиная нора.

 

Упражнение 4

 

Солнце освещало вершины елей. На деревьях были крупные шишки. Стайка клестов кружилась над ельником. Клесты искали пищу.


 

Предыдущий урок
Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Орфография
Следующий урок
Твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы для их обозначения. Правописание слов с мягким знаком (ь)
Орфография
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке