Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Орфография

23.04.2024
1996
0

Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели урока

  • вспомним отличия гласных звуков от согласных, характеристику гласных звуков
  • вспомним роль букв «е», «ё», «ю», «я»
  • узнаем, что такое орфограмма
  • будем учиться приводить примеры орфограмм
  • будем упражняться в правописании слов с безударным гласным звуком в корне


Чем отличаются гласные звуки от согласных?


Вспомни!

 

В отличие от согласных звуков, гласные:

 

  1. Состоят только из голоса,
  2. При произнесении гласного звука выдыхаемая воздушная струя не встречает преград,
  3. Гласный звук образует слог.

 

Гласные звуки бывают ударные или безударные. 


Какие буквы гласных звуков могут обозначать два звука? При каких условиях?


Вспомни!

 

Буквы «я», «ё», «е», «ю«» обозначают звуки [а], [о], [э], [у]. 

Эти буквы могут обозначать два звука [й,а], [й,о], [й,э], [й,у] при следующих условиях.

 

1. Когда стоят в начале слова.

 

Например : яма, ёлка.

 

2. Когда стоят после мягкого или твёрдого знака.

 

Например : колье, подъезд.

 

3. Когда стоят после букв, обозначающих гласные звуки.

 

Например : поют, маяк.


Упражнение 1

 

Прочитай слова. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Дай характеристику звукам. Сделай транскрипцию первых трёх слов. 

 

Снегирь, земляника, енот, маячок, объявление, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда.


теория 1


Один второклассник написал слово «молина». Что он допустил? Как называется это по-научному? 


Орфограмма («орфо» — правильно, «графо» — пишу) — место в слове, где можно сделать ошибку. 

 

Орфограмма в слове может поддаваться проверке. Такие орфограммы называются проверяемыми . Их можно проверить проверочным словом или только правилом.

 

Например , написание буквы «я» в слове маячо́к можно проверить, подобрав однокоренное слово (мая́к) . Слово «маячок» будет проверяемым (т. е. требует проверки), а слово «маяк» —   проверочным (т. е. проверяет). Некоторые орфограммы являются непроверяемыми , то есть их написание нужно запомнить или проверить по словарю. 

 

Например : лягу́шка. Букву «я» в этом слове проверить нельзя.

 

Также орфограмма имеет название. Оно зависит от звука, который обозначает пропущенная буква, места, которое занимает пропущенная буква.


Упражнение 2

 

Прочитай слова, вставь пропущенные гласные буквы.

 

Сн_гирь,  з_мл_ника, _нот, ма_чок, объ_вление, л_гушка, л_сок.

 

Какие трудности возникли при выполнении упражнения?


Буквы гласных звуков в безударном положении могут обозначать разные звуки.

 

       [и]             [а]                 [и]

               пенал      корова        пятёрка

 

Поэтому они требуют проверки.

 

Поговорим, как проверить орфограмму «Безударные гласные
в корне» .

 

Чтобы проверить эту орфограмму, используют правило и проверочное слово.

 

Безударные гласные в однокоренных словах, в формах слова пишутся одинаково. Поэтому однокоренные слова, формы слова являются проверочными в данном случае.

Например  

 

теория 1

Чтобы правильно написать проверяемый безударный гласный звук в корне, нужно следовать такому алгоритму.

 

  1. Выделить в слове корень.
  2. Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная оказалась в ударном положении.
  3. Написать в проверяемое слово такую же гласную, как в проверочном слове.

 

Иногда безударный гласный звук в слове не проверить. Тогда такие слова называют словарными и запоминают.


Упражнение 3

 

Прочитай. Выдели в слове корень. Подбери проверочное слово. 

 

Л_сочек, л_сток, м_стечко, г_лчонок, к_тята, в_сенний.

 

Запиши парами: сначала проверочное слово, затем проверяемое.


Упражнение 4

 

Прочитай. Определи название орфограммы. Дополни каждую группу своим словом, запиши.

 

  1. Дорога, снегирь, ребята.
  2. Слеза, пятно, трава.
  3. Москва, Нева, Александр.


Отметь утверждения, с которыми ты согласен, и по количеству отмеченных утверждений поставь себе отметку.

 

  • Я знаю, чем отличается гласный звук от согласного.
  • Я понял (поняла), что такое орфограмма.
  • Я могу привести примеры орфограмм.
  • Я без труда могу определить проверяемую безударную гласную в корне.
  • Я знаю, как проверить проверяемую безударную гласную в корне.

 


Ответы

Упражнение 1

 

В словах снегирь, земляника, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда выделенные буквы обозначают гласные звуки. В остальных словах буквы обозначают два звука: гласный и согласный [й‘].

 

[c н’ и г’ и́ р’],  [з’ и м л’ и н’ и́ к а]  или [з’ э м л’ а н и́ к а], 

[й’ э н о́ т]

 

Упражнение 3

 

Схема

 

Упражнение 4

 

  1. Непроверяемый безударный гласный в корне слова.
  2. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
  3. Заглавная буква в именах.


 

Предыдущий урок
Звуки и буквы. Различие звуков и букв
Фонетика
Следующий урок
Согласные звуки. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Kitchen and dining room

    Английский язык

  • Связь между делением и умножением. Умножение и деление с числом 10

    Математика

  • Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке