Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Произведения о животных

  • Произведения о зиме

  • Произведения о детях

  • Великие русские писатели

  • Зарубежная литература

  • Юмористические произведения

  • Произведения о дружбе

  • Произведения об осени

  • Произведения о весне

  • Устное народное творчество

Конспект урока: Юмористические произведения

Юмористические произведения

Стихи А. Введенского, Д. Хармса, И. Токмаковой

Цели урока

  • будем наблюдать за тем, как поэты создают смешные ситуации в юмористических стихотворениях
  • будем учиться составлять юмористические рассказы по серии сюжетных картинок

Словарь

Учёный - человек много-знающий в какой-либо области.

Зяблик - небольшая лесная певчая птичка с красноватыми боками.

Произведения для самостоятельного изучения

Д. Хармс “Удивительная кошка”

Э. Мошковская “Печальная арифметика”

Ю. Тувин “Про пана Трулялинского”

И. Токмакова “В чудной стране”


Вспомните что такое юмор? Любите ли вы юмористические стихотворения? 

Знаете ли вы детских писателей, которые пишут юмористические стихотворения?


Юмор - это изображение в произведении героев и ситуаций в смешном, комическом виде. Насмешка в таком произведении сочетается с сочувствием.

 

 

Юмористические стихотворения сочиняли поэты Д. Хармс, И. Токмакова, Э. Успенский, Э. Мошковская.


Об авторах

1905 - 1942 гг. 1905 - 1942 гг.

Даниил Хармс (1905–1942) родился в Санкт-Петербурге. Настоящая фамилия Ювачёв. У Хармса было около сорока псевдонимов. 

 

Мальчик рос и воспитывался в интеллигентной и состоятельной семье. После того как Даниил Хармс был отчислен из Ленинградского техникума, он начал заниматься литературной деятельностью. Хотя любовь к творчеству у него появилась в ранние годы: будучи школьником, он сочинил интересную сказку, которую читал своей четырехлетней сестре Наталии. Даниила Хармса в основном знают как детского поэта.

Александр Иванович Введенский (1904–1941) родился в Санкт-Петербурге. Его мама была врачом, отец – экономистом. Поэт учился в гимназии, где и начал писать первые стихи. 

 

В 1925 году А. Введенский знакомится с Д. Хармсом. Активно печатал свои стихи для детей, сотрудничал с журналами “Еж” и “Чиж”.

Ирина Петровна Токмакова (1929–2018) родилась в Москве в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства. Школу она окончила с золотой медалью, училась в МГУ, работала переводчиком.

 

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с поэтессой, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. И. Токмакова перевела эти стихи для своего сына, а ее муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

 

Вскоре вышла книга собственных стихов И. Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Позже И. Токмакова создала множество прекрасных стихотворений для детей. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте произведение А. Введенского “Ученый Петя”. Как вы охарактеризуете Петю? Можно ли назвать его ученым? На какой жанр фольклора похоже стихотворение?

 

Петя - мальчик с большой фантазией, а нее ученый. Ответы на все вопросы он не знал, а просто придумывал. Стихотворение напоминает небылицу, ведь многие объяснения Пети совершенно нереальны (у зяблика примерзают к туче крылья, рыбы в речке строят дом и др.)


Прочитайте произведение Д. Хармса “Вы знаете?”. Можно ли назвать его юмористическим? Как автор создает комические ситуации? Зачем автор повторяет некоторые слова?

 

“Вы знаете?” - это юмористическое произведение. Автор включил в него много комичных ситуаций, похожих на небылицу: вместо солнца - колесо, собаки научились летать и др. Усиливают комичность повторы: участники диалога повторяют слова другого участника, частично верят словам другого участника:

 

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну, ещё туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок -

Это просто ерунда.


Может ли юмор развивать воображение? Прочитайте произведение И. Токмаковой “Плим” и попробуйте снова ответить на вопрос. Почему стихотворение названо “Плим”? Почему герой придумал именно это слово? 

 

Герой произведения И. Токмаковой придумал слово “плим”. Это несуществующее слово, поэтому вызывает смех. Но герой не случайно выбрал именно эти буквы. Он говорит: “Вот прыгает и скачет..”, значит мальчик описывает движение мяча. Отскакивая, мяч издает звук “плим”. Поэтому и слово так звучит. Смех и игра помогли герою развить воображение, придумать новое слово/


Попробуйте нарисовать смешной рисунок к любому отрывку из стихотворений.

 

Для этого выберите отрывок, перечитайте его ещё раз, подумайте, что несуществующее (необычное) можно нарисовать к отрывку.


Наблюдаем за тем, как поэты создают смешные ситуации 

 

Перечитайте стихотворения. Соотнесите приём автора и стихотворение.

Стихотворение

Приём

“Учёный Петя”

Повторы

“Вы знаете?"

Несуществующие предметы и явления

“Плим”

Выделение отдельных слогов или слов

Диалог


Учимся составлять юмористический рассказ по серии сюжетных картинок

 

Рассмотрите серию сюжетных картинок. 

 

1. Определите тему и главную мысль рассказа. Придумайте название рассказа.

 

Тема: взаимная боязнь.

Главная мысль: прежде чем поднимать панику, нужно во всём хорошо разобраться.

 

2. Придумайте имена главным героям.

 

3. Чтобы рассказ получился смешным, используйте слова: затряслись от страха, оказался всего лишь, сам боялся. 

Используйте эмоциональную диалоговую речь: “Спасите!”, “Такой страшный: с большими глазами, острыми зубами…”.

 

4. Составьте рассказ по картинкам.

 


Нарисуйте себя на лестнице успеха. При этом подписывайте под каждой пройденной ступенькой, каким умением вы овладели (чему научились).

 

 

 


Ответы

“Учёный Петя”: повторы, несуществующие предметы и явления, выделение отдельных слов или слогов, диалог.

“Плим”: повторы, несуществующие предметы и явления.

“Вы знаете?”: повторы, несуществующие предметы и явления, выделение отдельных слов или слогов, диалог.


 

Стихотворения и рассказы о дружбе

Произведения о дружбе
  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История