- будем учиться ритмично читать стихотворения
- будем учиться самостоятельно составлять юмористические стихотворения
- узнаем, что является основой юмористического произведения
Рыдает — громко плачет.
А. Милн «Винни-Пух»
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»
Рассмотри внимательно иллюстрацию. Узнал ли ты этих героев? Из какого они произведения? Кто написал это произведение?
О произведении
Алан Милн — английский писатель, сочинил сказку про Винни-Пуха. А перевёл это произведение на русский язык Борис Заходер. У сына А. Милна Кристофера Робина был игрушечный плюшевый мишка, которого звали Винни. Это имя игрушка получила в честь медведицы из Лондонского зоопарка. По воспоминанию служащего зоопарка, Винни у них была «единственной медведицей, которой они полностью доверяли», позволяя детям играть и даже кататься на ней. Когда Кристоферу Робину было 4 года, они с отцом впервые пришли в зоопарк, где мальчик и познакомился с медведицей.
После этого события плюшевый медведь, подаренный Кристоферу на первый день рождения, также получил имя Винни. В дальнейшем медведь был постоянным спутником Кристофера: «у каждого ребёнка есть любимая игрушка, и особенно она нужна ребёнку, который растёт единственным в семье». Книги о Винни-Пухе создавались Милном из устных рассказов и игр с Кристофером Робином. «Я, собственно, ничего не придумывал, мне оставалось только записывать», — говорил впоследствии Милн.
Песенки Винни-Пуха
Ворчалка
Куда мой мёд деваться мог?
Ведь был полнёхонький горшок!
Он убежать никак не мог —
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!),
Не мог зарыться он в песке…
Не мог, и всё же — был таков!
Не мог уйти он в тёмный лес,
Не мог взлететь под небеса…
Не мог, а всё-таки исчез!
Ну, это прямо чудеса!
Б. Заходер
Песенка первая
Если я чешу в затылке —
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также: Кричалки, Пыхтелки
и даже Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-
ног-
да!
Б. Заходер
Песенка вторая
Куда идём
Мы с Пятачком —
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нём,
Да-да!
(Верней, нет-нет!)
Зачем шагаем мы вдвоём,
Откуда и куда?
— Секретов мы не выдаём!
Нет-нет!
(Верней, да-да!)
Б. Заходер
Вопросы к тексту
1. Почему песенки Винни-Пуха названы так: Ворчалка, Пыхтелка, Сопелка, Кричалка?
2. Как бы ещё могли называться песенки Винни-Пуха?
3. Куда шагали Винни-Пух и Пятачок?
В гости к Кролику.
Учимся выразительно читать стихотворения
1. Вспомни, как Винни-Пух читал свои песенки (прослушай аудиозапись или посмотри мультфильм).
Ритмично, чётко.
2. Прочитай песенки Винни-Пуха, пытаясь при этом отхлопать в такт.
3. Ритмично и чётко прочитай песенки Винни-Пуха.
Учимся самостоятельно составлять юмористические стихотворения
Попробуй сочинить Кричалку. Вставь слова в рифму. Помни: в песенках Винни-Пуха много коротких слов-выкриков, порой повторяющихся.
Была дома …. —
Убирались до …...
Это было ……,
Но стало …...
Была дома кутерьма —
Убирались до утра.
Это было трудно,
Но стало уютно.
Рассмотри иллюстрации. Что самое главное при создании юмористических произведений?
Самое главное — придумать смешную, нелепую ситуацию.
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок!
Э. Успенский
Над нашей квартирой
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
Спать не даёт
Нам.
А над собакою
Кошка живёт.
Мяукает кошка
И спать не даёт
Спать не даёт
Собаке.
Ну, а над кошкою
Мышка живёт.
Мышка вздыхает
И спать не даёт.
Спать не даёт
Кошке.
Ночью по крыше
Дождик стучит.
Вот потому-то
И мышка не спит,
Мышка не спит
Всю ночь.
В небе печальные
Тучи бегут.
Тучи рыдают,
И слёзы текут,
Слёзы текут
Дождём.
А тучи обидел
Маленький гром,
Который по тучам
Стучал кулаком,
Стучал кулаком —
Ба-бах!
Э. Успенский
Память
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
— Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
— Ехал кактус на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Э. Успенский
Вопросы к тексту
1. Какие смешные, нелепые (глупые) ситуации описаны в каждом стихотворении?
2. Какое стихотворение понравилось тебе больше всего?
3. Какое стихотворение напоминает небылицу?
Стихотворение «Память».
Выбери утверждения. По количеству выбранных утверждений поставь себе отметку за урок.
Я научился(-ась) читать песенки Винни-Пуха, как сам герой.
У меня получилось сочинить Кричалку.
Я бы хотел(-а) ещё написать юмористическое стихотворение.
Я знаю, что является основой в юмористическом стихотворении.
Я могу придумать нелепую ситуацию.