Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой

Великие русские писатели

25.04.2024
1709
0

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока

  • будем наблюдать за особенностями языка произведений А. С. Пушкина
  • будем учиться составлять план к произведению

Словарь

Белена – ядовитое растение. “Белены объелся” - делает глупость, сумасбродит.

Бунтовать – выражать большое недовольство.

Ветхая – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Взашеи – грубо выгоняя, выталкивая, толкая в шею.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Владычица – повелительница, властелина.

Говорят тебе честью – говорят тебе по-хорошему, без принуждения.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Забранить – заругать.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.

Землянка – жильё, вырытое в земле.

Изба – деревянный крестьянский дом.

Кли́кать – звать.

Корысть – выгода, польза.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Молвить – говорить.

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения.

Не садись не в свои сани – пословица: не занимай положение, должность, не подходящие тебе.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невод – большая рыболовная сеть.

Огрузить – обременить тяжестью.

Откуп – плата, которой покупают свою свободу.

Очи – глаза.

Ки́чка - шапка с возвышением на лбу, обычно на твёрдой, деревянной основе.

Ма́ковка - макушка головы.

Парчо́вая кичка - сшитая из парчи. 

Перечить – говорить кому-то наперекор, не соглашаясь.

Печатный пряник – пряник с выдавленными знаками, узорами.

Помутиться – стать мутным, непрозрачным.

Поперёк – возражать.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.

Ругать на чём свет стоит – ругать всячески и сильно.

Сварливая – устраивающая ссоры, свары.

Светёлка – светлая комната.

Старче – старик.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Терем – дом, особняк в виде башни.

Тесовые вороты – ворота, сделанные из тонких обработанных досок.

Царедворцы – придворные на службе при царе.

Чёрная крестьянка – простая непривилегированная крестьянка.

Чупрун – чуб. 


Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина. К какой сказке А. С. Пушкина она изображена?

 


О произведении

 

“Сказка о рыбаке и рыбке” - самая популярная сказка Пушкина. Она была написана всего за один день, 2 октября 1833 года.

 

В основе этого произведения лежит сюжет немецкой народной сказки о рыбаке и его жадной жене. Сюжет сказки есть и в китайской, индийской, армянской литературе.


Это интересно!

 

В 1937 году на студии “Мосфильм” был снят первый цветной кукольный мультфильм по этой сказке, а в 1950 году на студии “Союзмультфильм” был создан цветной рисованный мультфильм.

 

По этому произведению было поставлено два балета под названием “Золотая рыбка” – балет на музыку Людвига Минкуса (1867 г.) и балет на музыку Николая Черепнина (1937 г.).

 

Золотой Рыбке установлены памятники и скульптуры в городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Астрахани, Новосибирске, Кемерово, Подольске) и зарубежья.


Вопросы к тексту

 

Определите тему (о чём?) и главную мысль мысль (что хотел сказать автор?) сказки.

 

Тема: проявление неудержимой жадности и её результаты.

Главная мысль: жадность способна свести к нулю все достижения.


Определите вид прочитанной сказки.

Докажите, что вы прочитали именно сказку.
 

Авторская сказка.

В сказке присутствует волшебство, вымысел.


Чему учит сказка?

 

Сказка учит доброте (старик не погубил рыбку), быть умеренным в своих желаниях (не просить слишком много).


Сколько раз приплывала рыбка к старику?

 

Шесть раз.


Благодаря этой сказке появилась поговорка “Остаться у разбитого корыта”. Как вы думаете, что она означает?

 

Найдите в сказке ещё одну поговорку и объясните её.

 

“Остаться у разбитого корыта” - остаться ни с чем.

“Не садись не в свои сани” - не берись за дело, с которым не сможешь справиться.


Найдите устаревшие слова в сказке. Подберите к этим словам синонимы (слова, близкие по смыслу).


Разгадайте кроссворд.


Учимся составлять план сказки

 

Рассмотрите иллюстрации, выполненные И. Билибиным. С какой иллюстрации начинается сказка? 

Прочитайте соответствующий отрывок. Выделите ключевые слова.  Выберите подходящий заголовок к первой части, отражающий основное событие текста.

  1. Старик и старуха.
  2. Золотая рыбка.
  3. Старик поймал и отпустил золотую рыбку.


Какая иллюстрация должна быть второй, третьей?  Работайте с каждой частью по плану. 

 

  1. Прочитайте соответствующий отрывок к части.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Выберите подходящий заголовок ко второй и третьей частям, отражающий основное событие текста.
  • Просьба о новом корыте.
  • Просьба о новой избе.
  • Просьба о дворянстве.

 

4.Изобразите часть.

 


Выберите иллюстрацию, подходящую к четвёртой, пятой, шестой частям сказки. Работайте с каждой частью по плану. 

  1. Прочитайте соответствующий отрывок к части.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Напишите подходящий заголовок к части, отражающий основное событие текста.


Напишите план сказки.


Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы у неё попросили? Ответьте на вопросы:

 

  1. Это желание направлено на употребление своих потребностей или окружающих?
  2. Почему это желание для вас самое главное?

 

Обсудите своё желание с родителями, учителем или друзьями.


Дополните текст письма.

 

Сегодня на уроке я впервые _____________ и мне это очень _____________. Я испытываю чувство ____________, потому что _____________. Скорее бы ещё ______________.

 

 

 


Ответы

 

Первая часть - Старик поймал и отпустил золотую рыбку.

 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

План сказки:

 

  1. Старик поймал и отпустил золотую рыбку.
  2. Просьба о новом корыте.
  3. Просьба о новой избе.
  4. Просьба о дворянстве.
  5. Просьба о царствовании.
  6. Всё как прежде.


 

Предыдущий урок
Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой
Великие русские писатели
Следующий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Ориентирование на местности

    Окружающий мир

  • Alphabet. Cc, Kk, Gg

    Английский язык

  • Водные богатства

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке