Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой

Великие русские писатели

17.01.2025
2275
0

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока

  • будем наблюдать за особенностями языка произведений А. С. Пушкина
  • будем учиться составлять план к произведению

Словарь

Белена — ядовитое растение. Белены объелся — сделал глупость, сумасбродит.

Бунтовать — выражать большое недовольство.

Ветхая — разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Взашеи — грубо выгоняя, выталкивая, толкая в шею.

Взмолиться — начать умолять, упрашивать.

Владычица — повелительница, властительница.

Говорят тебе честью — говорят тебе по-хорошему, без принуждения.

Душегрейка — старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Забранить — заругать.

Заморский — привезённый из-за моря, из-за границы.

Землянка — жильё, вырытое в земле.

Изба — деревянный крестьянский дом.

Кли́кать — звать.

Корысть — выгода, польза.

Корыто — большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее — из оцинкованного железа.

Молвить — говорить.

На посылках — исполнять чьи-либо мелкие поручения.

Не садись не в свои сани — пословица: не занимай положение, должность, не подходящие тебе.

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Невод — большая рыболовная сеть.

Огрузить — обременить тяжестью.

Откуп — плата, которой покупают свою свободу.

Очи — глаза.

Ки́чка — шапка с возвышением на лбу, обычно на твёрдой, деревянной основе.

Ма́ковка — макушка головы.

Парчо́вая кичка — сшитая из парчи. 

Перечить — говорить кому-то наперекор, не соглашаясь.

Печатный пряник — пряник с выдавленными знаками, узорами.

Помутиться — стать мутным, непрозрачным.

Поперёк — возражать.

Простофиля — глупый, несообразительный человек.

Прясть — скручивая волокна, превращать их в нить.

Ругать на чём свет стоит — ругать всячески и сильно.

Сварливая — устраивающая ссоры, свары.

Светёлка — светлая комната.

Старче — старик.

Столбовая дворянка — потомственная дворянка.

Терем — дом, особняк в виде башни.

Тесовые вороты — ворота, сделанные из тонких обработанных досок.

Царедворцы — придворные на службе при царе.

Чёрная крестьянка — простая непривилегированная крестьянка.

Чупрун — чуб. 


Рассмотри иллюстрацию И. Билибина. К какой сказке А. С. Пушкина она изображена?

 


О произведении

 

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая популярная сказка Пушкина. Она была написана всего за один день, 2 октября 1833 года.

 

В основе этого произведения лежит сюжет немецкой народной сказки о рыбаке и его жадной жене. Сюжет сказки есть и в китайской, индийской, армянской литературе.


Это интересно!

 

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят первый цветной кукольный мультфильм по этой сказке, а в 1950 году на студии «Союзмультфильм» был создан цветной рисованный мультфильм.

 

По этому произведению было поставлено два балета под названием «Золотая рыбка» — балет на музыку Людвига Минкуса (1867) и балет на музыку Николая Черепнина (1937).

 

Золотой Рыбке установлены памятники и скульптуры в городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Астрахани, Новосибирске, Кемерове, Подольске) и зарубежья.


Вопросы к тексту

 

Определи тему (о чём?) и главную мысль (что хотел сказать автор?) сказки.

 

Тема: проявление неудержимой жадности и её результаты.

Главная мысль: жадность способна свести к нулю все достижения.


Определи вид прочитанной сказки.

Докажи, что ты прочитал именно сказку.
 

Авторская сказка.

В сказке присутствует волшебство, вымысел.


Чему учит сказка?

 

Сказка учит доброте (старик не погубил рыбку), быть умеренным в своих желаниях (не просить слишком много).


Сколько раз приплывала рыбка к старику?

 

Шесть раз.


Благодаря этой сказке появилась поговорка «Остаться у разбитого корыта». Как ты думаешь, что она означает?

 

Найди в сказке ещё одну поговорку и объясни её.

 

Остаться у разбитого корыта — остаться ни с чем.

Не садись не в свои сани — не берись за дело, с которым не сможешь справиться.


Найди устаревшие слова в сказке. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).


Разгадай кроссворд.


Учимся составлять план сказки

 

Рассмотри иллюстрации, выполненные И. Билибиным. С какой иллюстрации начинается сказка? 

Прочитай соответствующий отрывок. Выдели ключевые слова. Выбери подходящий заголовок к первой части, отражающий основное событие текста.

 

  1. Старик и старуха.
  2. Золотая рыбка.
  3. Старик поймал и отпустил золотую рыбку.


Какая иллюстрация должна быть второй, третьей? Работай с каждой частью по плану. 

 

  1. Прочитай соответствующий отрывок к части.
  2. Выдели ключевые слова.
  3. Выбери подходящий заголовок ко второй и третьей части, отражающий основное событие текста.
     
  • Просьба о новом корыте.
  • Просьба о новой избе.
  • Просьба о дворянстве.
     

       4. Изобрази часть.

 

 

 


Выбери иллюстрацию, подходящую к четвёртой, пятой, шестой частям сказки. Работай с каждой частью по плану. 

 

  1. Прочитай соответствующий отрывок к части.
  2. Выдели ключевые слова.
  3. Напиши подходящий заголовок к части, отражающий основное событие текста.


Напиши план сказки.


Представь, что ты поймал золотую рыбку. Что бы ты у неё попросил? Ответь на вопросы:

 

  1. Это желание направлено на удовлетворение своих потребностей или окружающих?
  2. Почему это желание для тебя самое главное?

 

Обсуди своё желание с родителями, учителем или друзьями.


Дополни текст письма.

 

Сегодня на уроке я впервые _____________, и мне это очень _____________. Я испытываю чувство ____________, потому что _____________. Скорее бы ещё ______________.

 

 

 


Ответы

 

Первая часть: старик поймал и отпустил золотую рыбку.

 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

 

План сказки:

 

  1. Старик поймал и отпустил золотую рыбку.
  2. Просьба о новом корыте.
  3. Просьба о новой избе.
  4. Просьба о дворянстве.
  5. Просьба о царствовании.
  6. Всё как прежде.


 

Предыдущий урок
Юмористические произведения
Юмористические произведения
Следующий урок
Великие писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Земля на карте

    Окружающий мир

  • Части речи

    Русский язык

  • Insects

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке