- будем анализировать поступки героев
- будем учиться составлять план стихотворения
Жбан — сосуд в виде кувшина с крышкой.
Лежать пластом — лежать вытянувшись, неподвижно.
С. Михалков «А что у вас?»
С. Михалков «Прививка»
С. Михалков «Не спать»
С. Михалков «Мимоза»
Как ты понимаешь фразу «сила воли»? Вспомни случай, когда проявлял эту способность.
Сила воли — это способность человека сделать то, что он решил, даже если временные трудности (в виде обстоятельств или текущего настроения) этому мешают.
Сила воли
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь —
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
С. Михалков
Мой щенок
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
— Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. —
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
С. Михалков
Вопросы к тексту
1. Что объединяет героев этих стихотворений?
Оба героя проявляют силу воли.
2. Как укладывался спать герой стихотворения «Сила воли»?
Занавешивалось окно, мальчик укладывался в кровать и закрывал глаза.
3. Какие проказы вытворял щенок в стихотворении «Мой щенок»?
Будил всех лаем, забрал одеяло, перевернул жбан с мёдом, порвал стихи у папы, упал с лестницы, залез передней лапой в клей.
Учимся анализировать поступки героев
1. Подумай, какие поступки совершают главные герои?
2. Почему главные герои поступают именно так?
Главный герой в стихотворении «Сила воли» помогает себе (проявляет силу воли), чтобы привыкнуть и не стать трусом.
Главная героиня в стихотворении «Мой щенок» помогает щенку, потому что в ответе за него, любит своего питомца.
Учимся составлять план стихотворения
1. Делим стихотворение на смысловые части: что было сначала, что потом…, чем всё закончилось. Восстанови последовательность действий.
2. Выдели главное в каждой части и кратко озаглавь. Составь план к стихотворению «Мой щенок».
Расскажи историю о том, как тебе приходилось спасать своего питомца.
Заполни таблицу.