- познакомимся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
- будем искать знакомые художественные приёмы в произведениях
- будем определять особенности авторского текста
Паинька — послушный ребёнок.
Лопотал — говорил быстро, неясно.
Ушат — небольшая кадка с ручками.
Пава — павлин женского рода.
Сито — посуда с мелкой сеткой для просеивания чего-либо.
Кочерга — железный прут с загнутым концом для перемешивания дров и углей.
Расфуфырили — подняли высоко.
Во всю прыть — очень быстро.
Кадушка — ёмкость, похожая на бочку.
Кишат — шевелятся, копошатся.
Прусаки — вид тараканов.
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
К. Чуковский «Айболит»
К. Чуковский «Тараканище»
Назови детских писателей-поэтов.
С. Я. Маршак, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, С. В. Михалков...
Об авторе

Корней Иванович Чуковский — детский писатель, переводчик. Настоящее имя Чуковского — Николай Васильевич Корнейчуков. Именно Чуковский перевёл на русский язык книгу «Робинзон Крузо». В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. По мотивам произведений Чуковского было снято более 20 мультфильмов. У писателя было четверо детей. Каждое его произведение было связано именно с ними.
О произведениях
История создания сказки «Федорино горе» описана самим автором.
Однажды на даче я забрёл далеко от дома и в незнакомой глуши провёл часа три с детворой, которая копошилась у лесного ручья. День был безветренный, жаркий. Мы лепили из глины человечков и зайцев, бросали в воду еловые шишки, ходили куда-то дразнить индюка и расстались лишь вечером, когда грозные родители разыскали детей и с упрёками увели их домой.
На душе у меня стало легко. Я бодро зашагал переулками среди огородов и дач. В те годы я каждое лето до глубокой осени ходил босиком. И теперь мне было особенно приятно шагать по мягкой и тёплой пыли, ещё не остывшей после горячего дня... Эта трёхчасовая свобода от взрослых забот и тревог, это приобщение к заразительному детскому счастью, эта милая пыль под босыми ногами, это вечереющее доброе небо — всё это пробудило во мне давно забытое упоение жизнью, и я, как был в измазанных штанах, взбежал к себе в комнату и в какой-нибудь час набросал те стихи, которые с позапрошлого лета безуспешно пытался написать.
Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту дочки писателя — Мурочки.
В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы (небылицы). Чуковскому казалось, что русский и английский народ создали эти небылицы не только для того, чтобы повеселить малышей. Но вот для чего? Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущённым лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную шалость.
Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава — мяу!» — то есть сообщила отцу, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава — гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава — мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает.
И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Эта игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница». Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитии детей.
Прочитай весёлые, но в то же время поучительные произведения Чуковского: сказки «Путаница» и «Федорино горе», небылицу «Радость».
Вопросы по тексту
С какой целью создавалось каждое произведение? Соотнеси стрелочками.

Какое из прочитанных произведений тебе понравилось больше?
Учимся искать художественные приёмы в произведении
Назови известные тебе художественные приёмы.
Вспомни!

Заполни таблицу.

Выбери желания, которые у тебя появились после урока.
- я хочу прочитать другие произведения Чуковского
- я хочу перечитать изученные на уроке произведения
- я хочу узнать, как создавались другие произведения Чуковского
