- познакомимся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова
- будем учиться рассказывать о герое
- будем учиться составлять план
Затейники — люди, способные к выдумкам.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками.
Н. Носов «На горке»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носов «Фантазёры»
Что такое рассказ? Знаешь ли ты детских писателей, которые пишут рассказы?
Рассказ — жанр литературы, в котором описывают реальные события.
В. Драгунский, Н. Носов.
Об авторе
Николай Николаевич Носов известен как детский писатель, хотя он написал и несколько серьёзных автобиографических (про себя) повестей. Произведения Носова активно публиковались в знаменитом детском журнале «Мурзилка». Писатель часто бесплатно отправлял свои книги по почте читателям, которые не могли себе позволить их купить.
Многие рассказы Носова весёлые и поучительные, а герои взяты с реальных людей. Например, характеры многих персонажей в книге о Незнайке списаны Носовым с детей его знакомых. Самих же коротышек писатель придумал, когда сам был ещё ребёнком. Впоследствии он воплотил их в жизнь на страницах своих книг.
О произведении
Первым произведением Носова был детский рассказ «Затейники», написанный им
в 1938 году. Потом был опубликован и рассказ «Живая шляпа». Эти и другие рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук» (1945).
Прочитай рассказы «Затейники», «Живая шляпа».
Вопросы к тексту
1. Что тебе показалось юмористическим в рассказах?
2. Какие события в рассказах схожи?
Ребята сами выдумали несуществующих персонажей, поверили в них, бежали от них, боялись их.
3. С каких событий начался испуг детей?
В рассказе «Затейники» Петю схватили за ногу, а в рассказе «Живая шляпа» Володя заметил, что шляпа движется.
4. Какие эмоции были у детей, когда они узнали причину своих страхов?
В обоих рассказах герои обрадовались.
Учимся рассказывать о герое
- Назови произведение и автора. Назови имена героев.
- Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них ты хочешь рассказать?
- Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т. д.) Как он себя ведёт? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
- Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?
- Выскажи своё отношение к герою и его поступкам.
Учимся составлять план по иллюстрациям и опорным словам
1. Рассмотри иллюстрации к рассказу «Живая шляпа». Расставь их по порядку.
2. Прочитай отрывок к каждой иллюстрации и подпиши под картинками опорные слова-действия.
3. С помощью картинного плана и опорных слов составь план.
4. Подробно перескажи рассказ.
Подбери выражения, соответствующие твоему восприятию урока.