- будем учиться сравнивать стихотворения разных писателей на одну тему
- будем учиться выразительно читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию
- находить рифму
- определять ритм
Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.
Лучезарный - блестящий, сверкающий, светлый.
Хрустальный – хрупкий.
Лазурь – светло-синий цвет.
Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы.
Борозда – канавка.
Перекати поле - травянистое растение, которое после отмирания образует шар из сухих веток.
Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.
Благовонье - приятный запах, аромат.
Озимь - осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
Долина - удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор).
В. Брюсов “Сухие листья” (в сокращении)
И.Токмакова “Опустел скворечник…”
Как вы думаете, что такое лирика, лирические произведения?
Лирика – вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Как называют людей, которые пишут лирические произведения?
Поэты
Каких поэтов вы знаете? О чём они пишут?
Это интересно!
Русские писатели
Рассмотрите иллюстрации. О чём будут стихотворения?
Стихотворения о ранней (первоначальной) осени
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)
* * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С. Есенин)
* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
(А. Фет)
Учимся сравнивать стихотворения на одну тему
Подберите иллюстрацию к каждому стихотворению.
Докажите строчками из стихотворений, что вы верно выполнили задание.
Сравните прочитанные стихотворения: что в них общего и в чём отличия?
Вопросы к тексту
Чему учат прочитанные стихотворения?
Прочитанные стихотворения учат видеть красоту осени на ранней стадии.
Учимся искать средства художественной выразительности
Какие слова или словосочетания из прочитанных стихотворений редко употребляются в обыденной жизни (или вовсе не употребляются)?
Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп, паутины тонкий волос, праздная борозда, пустеет воздух, льется чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле, глядят уныло, туча небо кроет, в сердце стало грустнее, деревья блистают, осень проснется и заплачет спросонья, бедный сад, красуются кисти, вянущие рябины, розоватая вода, грачи как сеть мелькали, всё спится, встретить грудью, поневоле тяжело.
Запомните!
В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета.
Готовимся к выразительному чтению
Определите с каким настроением нужно читать каждое стихотворение? Соедините стрелочкой название стихотворения и соответствующее настроение.
|
Настроение
|
|
Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”
|
Унылое, обеспокоенное
|
|
А. Плещеев “Осень наступила”
|
Мечтательное, романтичное
|
|
К. Бальмонт “Поспевает брусника”
|
Задумчивое, спокойное
|
|
А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”
|
Тоскливое, гневное
|
|
С. Есенин “Закружилась листва золотая”
|
Беззаботное, расслабленное
|
|
А. Фет “Ласточки пропали”
|
Умиротворённое, позитивное
|
Запомните!
Для более выразительного прочтения важно выбирать верную скорость. Она будет зависеть от ритма.
Ритм
- это чередование ударных и безударных слогов. Каждое стихотворение обладает своим ритмом, который мы ощущаем при чтении. Благодаря ритму стихотворение можно переложить и сделать песней.
Выделите самые главные (ключевые) слова в каждом стихотворении.
Прочитайте все стихотворения выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.
Продолжите фразы
Самым сложным на уроке было…
Я научился(ась)...
Самым интересным было…
Я теперь смогу научить других…
Мне стоит ещё потренироваться в…
Я ставлю себе за работу на уроке отметку…
1 - Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”
Теперь уж пусто все — простор везде.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
2 - А. Фет “Ласточки пропали”
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
3 - А. Плещеев “Осень наступила”
Только зеленеет
Озимь на полях.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
4 - К. Бальмонт “Поспевает брусника”
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
5 - А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
6 - С. Есенин “Закружилась листва золотая”
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Общее
|
Различия
|
Все стихотворения объединены общей темой
|
Различное настроение
|
В каждом стихотворении есть средства художественной выразительности
|
Отмечены разные явления в природе
|
Автор, название стихотворения
|
Настроение
|
Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”
|
Умиротворённое, позитивное
|
А. Плещеев “Осень наступила”
|
Беззаботное, расслабленное
|
К. Бальмонт “Поспевает брусника”
|
Задумчивое, спокойное
|
А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”
|
Унылое, обеспокоенное
|
С. Есенин “Закружилась листва золотая”
|
Мечтательное, романтичное
|
А. Фет “Ласточки пропали”
|
Тоскливое, гневное
|
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
* * *
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется,
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)
* * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С.Есенин)
* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
(А. Фет)