Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты

Произведения об осени

27.03.2024
1301
0

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А.Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Цели урока

  • будем учиться сравнивать стихотворения разных писателей на одну тему
  • будем учиться выразительно читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию
  • находить рифму
  • определять ритм

Словарь

Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.

Лучезарный - блестящий, сверкающий, светлый.

Хрустальный – хрупкий.

Лазурь – светло-синий цвет.

Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы.

Борозда – канавка.

Перекати поле - травянистое растение, которое после отмирания образует шар из сухих веток.

Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.

Благовонье - приятный запах, аромат.

Озимь -  осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

Долина - удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор).

Произведения для самостоятельного изучения

В. Брюсов “Сухие листья” (в сокращении)

И.Токмакова “Опустел скворечник…”


Как вы думаете, что такое лирика, лирические произведения?

 

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.


Как называют людей, которые пишут лирические произведения?

 

Поэты


Каких поэтов вы знаете? О чём они пишут?


Это интересно!

Русские писатели


Рассмотрите иллюстрации. О чём будут стихотворения? 


Стихотворения о ранней (первоначальной) осени

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Ф. Тютчев) 


 

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

(А. Плещеев) 


 

              * * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт) 


 

 

                         ***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. Толстой) 


 

                   * * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

(С. Есенин) 


 

           * * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

(А. Фет) 

 


Учимся сравнивать стихотворения на одну тему

 

Подберите иллюстрацию к каждому стихотворению.

Докажите строчками из стихотворений, что вы верно выполнили задание.


Сравните прочитанные стихотворения: что в них общего и в чём отличия?


Вопросы к тексту

 

Чему учат прочитанные стихотворения?

 

Прочитанные стихотворения учат видеть красоту осени на ранней стадии. 


Учимся искать средства художественной выразительности

 

Какие слова или словосочетания из прочитанных стихотворений редко употребляются в обыденной жизни (или вовсе не употребляются)?

 

Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп, паутины тонкий волос, праздная борозда, пустеет воздух, льется чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле, глядят уныло, туча небо кроет, в сердце стало грустнее, деревья блистают, осень проснется и заплачет спросонья, бедный сад, красуются кисти, вянущие рябины, розоватая вода, грачи как сеть мелькали, всё спится, встретить грудью, поневоле тяжело.


Запомните!

 

В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета.


Готовимся к выразительному чтению

 

Определите с каким настроением нужно читать каждое стихотворение? Соедините стрелочкой название стихотворения и соответствующее настроение.

Автор, название стихотворения

Настроение

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Унылое, обеспокоенное

А. Плещеев “Осень наступила”

Мечтательное, романтичное

К. Бальмонт “Поспевает брусника”

Задумчивое, спокойное

А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”

Тоскливое, гневное

С. Есенин “Закружилась листва золотая”

Беззаботное, расслабленное

А. Фет “Ласточки пропали”

Умиротворённое, позитивное


Запомните!


Для более выразительного прочтения важно выбирать верную скорость. Она будет зависеть от ритма. Ритм - это чередование ударных и безударных слогов. Каждое стихотворение обладает своим ритмом, который мы ощущаем при чтении. Благодаря ритму стихотворение можно переложить и сделать песней. 


Выделите самые главные (ключевые) слова в каждом стихотворении.

 

Прочитайте все стихотворения выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.


Продолжите фразы

 

Самым сложным на уроке было…

Я научился(ась)...

Самым интересным было…

Я теперь смогу научить других…

Мне стоит ещё потренироваться в…

Я ставлю себе за работу на уроке отметку…


Ответы

1 - Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Теперь уж пусто все — простор везде.

И льётся чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

 

2 - А. Фет “Ласточки пропали”

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

 

3 - А. Плещеев “Осень наступила”

Только зеленеет

Озимь на полях.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

 

4 - К. Бальмонт “Поспевает брусника”

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

5 - А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

 

6 - С. Есенин “Закружилась листва золотая”

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Общее

Различия

Все стихотворения объединены общей темой

Различное настроение

В каждом стихотворении есть средства художественной выразительности

Отмечены разные явления в природе

 

Автор, название стихотворения

Настроение

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Умиротворённое, позитивное

А. Плещеев “Осень наступила”

Беззаботное, расслабленное

К. Бальмонт “Поспевает брусника”

Задумчивое, спокойное

А. Толстой “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”

Унылое, обеспокоенное

С. Есенин “Закружилась листва золотая”

Мечтательное, романтичное

А. Фет “Ласточки пропали”

Тоскливое, гневное

 

 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всепростор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)

* * *
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)

* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется,
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)

* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)

* * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С.Есенин)

* * *
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой вали́тся,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
(А. Фет)


 

Следующий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Alphabet. Dd, Tt, Ff, Vv

    Английский язык

  • Дикие и домашние животные

    Окружающий мир

  • Модальный глагол should, shouldn’t

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке