Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Современные технологии и материалы

  • Металлы

  • Начальные понятия и законы химии

  • Строение вещества

  • Состав и классификация химических соединений

  • Практический смысл химии

  • Химические взаимодействия

  • Теория электролитической диссоциации

  • Неметаллы

Конспект урока: Металлы

Металлы

18.01.2025
2320
0

Металлы

План урока

  • Физические свойства металлов
  • Химические свойства металлов
  • Металлотермия

Цели урока

  • понимать, чем обусловлены физические и химические свойства металлов
  • знать особенности химических реакций металлов
  • уметь составлять реакции с металлами
  • знать процессы получения чистых металлов

Введение

Из 118 химических элементов периодической системы 96 являются металлами.

 

Нельзя сказать, является ли это число точным, потому что граница между металлами и неметаллами довольно расплывчата: нет стандартного определения металлоида, как нет и полного согласия относительно элементов, соответствующим образом классифицированных как таковые.


Металлы легко образуют сплавы – материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов, из которых хотя бы один является металлом. Многие сплавы имеют один металл в качестве основы с малыми добавками других компонентов. В принципе, чёткую границу между металлами и сплавами трудно провести, так как даже в самых чистых металлах имеются примеси других химических элементов.

Физические свойства металлов

Физические свойства металлов отличают их от неметаллов. Все металлы, кроме ртути, — твёрдые кристаллические вещества, являющиеся восстановителями в окислительно-восстановительных реакциях.


Группа элементов в виде простых веществ, которые обладают характерными металлическими свойствами (высокая тепло- и электропроводность, пластичность и металлический блеск), являются металлами.


Металлы блестят, плавятся, проводят тепло и электричество. Промышленность и металлургия нашли применение физическим свойствам металлов в изготовлении деталей, фольги, корпусов машин, зеркал, бытовой и промышленной химии.

 

Характерными физическими свойствами металлов являются:

  • металлический блеск (характерен не только для металлов: его имеют и неметаллы, такие как йод и углерод в виде графита);
  • хорошая электропроводность;
  • возможность лёгкой механической обработки;
  • высокая плотность (обычно металлы тяжелее неметаллов);
  • высокая температура плавления (исключения: ртуть, галлий и щелочные металлы);
  • большая теплопроводность.

Химические свойства металлов

На внешнем электронном уровне у большинства металлов небольшое количество электронов (1-3), поэтому они в большинстве реакций выступают как восстановители (то есть «отдают» свои электроны).

Взаимодействие с неметаллами

 

Щелочные и щелочноземельные металлы реагируют при нагревании с водородом, образуя при этом соответствующие гидриды.


Пример 1

 

Написать уравнение реакции образования гидрида натрия из простых веществ.


Решение

 

1. Запишем реакцию между натрием и водородом: 

 

Na0 + H20  Na+H-.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

Na0 - 1ē  Na+             1            2           восстановитель,

                                                           2

H20 + 2×1ē  2H-       2            1            окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты: 2Na0 + H20  2NaН.


Большинство металлов реагирует с неметаллами с образованием солей. В ряде случаев требуется нагревание.


Пример 2

 

Написать уравнение реакции образования карбида алюминия из простых веществ.


Решение

 

1. Запишем реакцию между алюминием и углеродом: 

 

Al0 + C0  Al4+3C3-4.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

Al0 - 3ē  Al+3          3          4           восстановитель,

                                                      12

C0 + 4ē  C-4               4          3            окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты:  4Al0 + 3C0  Al4C3.


Когда в реакцию вступает металл, который имеет переменную степень окисления (например, Cu, Fe, Cr), то в соли, образующейся в результате, металл будет проявлять высшую степень окисления, если неметалл — сильный окислитель: 

2Fe + 3Cl2 → 2Fe+3Cl-3.

 

Если неметалл — слабый окислитель, то металл будет в низшей степени окисления (отличной от нуля): Fe + S → Fe+2S-2.


Взаимодействие с кислородом

 

Щелочные металлы (кроме лития), а также барий при сгорании на воздухе образуют пероксиды или соединения с ещё большим содержанием кислорода.


Пример 3

 

Написать уравнение реакции образования пероксида калия из простых веществ.


Решение

 

1. Запишем реакцию между калием и кислородом: 

 

К0 + О20  К2+О2-.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

К0 - 1ē  К+                      1           2           восстановитель,

                                                             2

О2 0 + 2×1ē  2О-          2           1            окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты: 2К + О2  К2О2.


Большинство металлов (кроме золота и платины) образуют оксиды: 

 

4Li0 + O20  2Li2+O-2.

 

Следует отметить, что кислород — сильный окислитель, поэтому продуктом окисления железа кислородом воздуха является железная окалина Fe3O4 , представляющая собой смесь оксида железа (II) и оксида железа (III) —  FeO ٠ Fe2O3.

Взаимодействие с растворами солей

 

Более активные металлы способны вытеснять менее активные из растворов их солей (определяем активность по ряду активности металлов). 

 

Такие реакции не проводят со щелочными и щелочноземельными металлами, так как они реагируют с водой.


Пример 4

 

Написать уравнение реакции замещения с образованием сульфата железа (II).


Решение

 

1. Запишем реакцию между железом и сульфатом меди (II): 

 

Fe0 + Cu+2SO4 Fe+2SO4 + Cu0.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

Fe0 - 2ē  Fe+2                2            1          восстановитель,

                                                             2

Cu+2 + 2ē  Cu0                    2            1          окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты: Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu.


Получение водорода

 

Рисунок 1. Прибор Кирюшкина, заряженный для получения водорода: 
1 — воронка; 2 — соляная кислота; 3 — газоотводная трубка; 
4 — зажим; 5 — гранулы цинка; 6 — резиновое кольцо

Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой с образованием водорода: 

2К + 2Н2О  2КОН + Н2.

 

Также взаимодействием кислоты и металла среднейактивности получают водород, который собирают, например с помощью прибора Кирюшкина, через газоотводную трубку:

 Zn + 2HCl  ZnCl2 + H2.

Взаимодействие с кислотами

 

Как уже было отмечено, металл, стоящий в ряду напряжений до водорода, вытесняет водород из кислоты, при этом образуется соль, в которой металл проявляет минимальную степень окисления (отличную от нуля), что характерно как для реакций с неорганическими, так и с органическими кислотами.


Пример 5

 

Написать уравнение реакции замещения кислоты и металла с образованием хлорида железа (II).


Решение

 

1. Запишем реакцию между железом и соляной кислотой:

 

Fe0 + Н+Сl- Fe+2Cl2- + H20.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

Fe0 - 2ē  Fe+2        2            1           восстановитель,

                                                      2

2H+ + 2ē  H20              2            1           окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты:  Fe + 2НСl  FeCl2 + H2.


Упражнение 1

 

Какие из металлов — Ва, Аg, Fе, Рb, Сu — не могут реагировать с раствором серной кислоты? Почему? Составьте уравнения возможных реакций. 


Металлотермия

В 1856 году открыта и впервые практически применена металлотермия. Открытие принадлежит Николаю Николаевичу Бекетову — выдающемуся русскому физико-химику и металлургу.


Металлотермия — это металлургический процесс, в основе которого лежит реакция восстановления металла из его кислородного или иного соединения другим более активным металлом.


В методах металлотермии в качестве восстановителей используют такие металлы, как Al, Na, Ca, Mg и др. Самым распространённым методом является алюмотермия.

 

Алюмотермические процессы используются для восстановления оксидов редких тугоплавких металлов (титана, ванадия, ниобия, циркония, тантала, вольфрама, молибдена), а также оксидов хрома, марганца, бария, кальция, железа, никеля:

 

4BaO + 2Al = 3Ba + Ba(AlO2)2


Пример 6

 

Написать уравнение получения железа алюмотермией.


Решение

 

1. Запишем реакцию между оксидом железа (III) и алюминием: 

 

Al0 + Fe+2O-2 Al2+3O3-2 + Fe0.

 

2. Запишем окислительно-восстановительный процесс этой реакции:

 

Al0 - 3ē  Al+3           3             2           восстановитель,

                                                           6

Fe+2 + 2ē  Fe0               2             3            окислитель.

 

3. Расставим коэффициенты: 2Al + 3FeO Al2O3 + 3Fe.


Контрольные вопросы

 

1. Какие атомы являются окислителями?

2. Как называются простые вещества, состоящие из атомов, которые способны принимать электроны?

3. Как можно объяснить тот факт, что кремний — неметалл, а свинец — металл, хотя число внешних электронов у них одинаково?

4. Какие два свойства металлов обусловлены их положением в периодической системе?


Ответы

 

Упражнение 1

 

Ag и Cu — реакция не идёт, так как металлы малоактивные и не вытесняют водород.

Ba + H2SO4 = BaSO4 + H2

Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2

Pb + H2SO4 = PbSO4 + H2


 

Предыдущий урок
Металлы
Металлы
Следующий урок
Основные сведения о строении атома
Начальные понятия и законы химии
Урок подготовил(а)
Дмитрий Алексеевич
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
  • Ядерные реакции. Ядерная энергетика

    Физика

  • Текст. Типы речи

    Русский язык

  • Мировая экономика

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке