Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь

Строение вещества

10.12.2024
1917
0

Водородная химическая связь

План урока

  • Водородная связь
  • Характеристика водородной связи
  • Внутримолекулярная водородная связь в молекуле ДНК

Цели урока

  • знать понятие «водородная связь»
  • уметь называть условия образования водородной связи; составлять схему образования водородной связи между и внутри молекул

Вступление

Теоретический расчёт температуры кипения воды показывает 66 °С, однако экспериментальные данные показывают температуру 100 °С. Чем это объяснить? 

 

Аномально высокая температура кипения воды объясняется тем, что при нагревании энергия сначала расходуется на разрыв водородных связей между молекулами воды, а затем на нагревание самих молекул. В результате температура кипения увеличивается.

 

Водородная связь имеет огромное биологическое зна­чение. Она определяет конфигурации вторичной, третичной, четвертичной структуры белка, спиральную конфигурацию ДНК. Благодаря водородным связям лёд легче жидкой воды, а значит, он образуется на поверхности воды и предохраняет оставшуюся жидкость от потери тепла.

Водородная связь

В молекулах воды связи О-Н полярны, на атоме кислорода сосредоточен избыток отрицательного заряда δ-. Атом водорода, наоборот, приобретает небольшой положительный заряд δ+ и может взаимодействовать с неподеленными парами электронов атома кислорода соседней молекулы воды, образуя водородную связь (рис. 1, 2).

 

Взаимодействие между молекулами воды оказывается достаточно сильным, так что даже в парах воды присутствуют димеры состава (Н2О)2, тримеры (Н2О)3 
и т. д. 
В 1991 г. в парах воды были обнаружены частицы Н43О21+, в которых ион Н3О+окружён двадцатью молекулами Н2О, соединёнными водородными связями.


Водородная связь — это связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы или отдельной части молекулы и отрицательно поляризованным атомом другой молекулы или другой части молекулы. Водородную связь схематично изображают точками или пунктиром между атомами. Знаками δ+ и δ− обозначены заряды, возникающие на соединяющихся атомах из-за смещения электронных пар.

Рис. 3. Межмолекулярная водородная связь


В основе образования водородной связи лежит как элект­ростатическое взаимодействие диполей, так и донорно-акцепторное взаимодействие положительно поляризованного атома водорода одной молекулы и неподеленной электрон­ной пары сильно электроотрицательного элемента другой молекулы.

 

Водородная связь может быть не только межмолекуляр­ной, но и внутримолекулярной.

 

Внутримолекулярные водородные связи имеются в много­атомных спиртах, углеводах, белках и других органичес­ких веществах.

Рис. 4. Внутримолекулярная водородная связь


Для образования водородной связи необходимо соблюдение трёх условий:

 

  1. Атом водорода должен иметь возможность взаимодействовать одновременно с двумя атомами А и В, причём в идеальном случае фрагмент А—Н—В линейный;
  2. Элементы А и В должны обладать высокой электроотрицательностью;
  3. Электронная система атомов А и В должна быть ненасыщенной, тогда они могут образовывать дополнительную химическую связь.


Пример 1

 

Запишите схему образования водородной связи между двумя молекулами фтороводорода HF.


Решение

 

Фтор — самый электроотрицательный элемент. При образовании полярной ковалентной связи между атомом водорода и атомом фтора электронное облако, первоначально принадлежавшее атому водорода, сильно смещается к атому фтора. При этом атом фтора приобретает значительный эффективный отрицательный заряд, а атом водорода приобретает небольшой положительный заряд.

Рис. 5. Межмолекулярные водородные связи в молекуле фтороводорода

Причём между положительно заряженным атомом водорода и отрицательно заряженным атомом фтора соседней молекулы HF возникает электростатическое притяжение. Так как атом водорода с «внешней» по отношению к атому фтора стороны практически лишается электронной оболочки, он может взаимодействовать с неподеленными электронными парами атома фтора соседней молекулы фтороводорода. Результатом такого взаимодействия является образование водородной связи (рис. 5).


Характеристика водородной связи

Водородная связь характеризуется направленностью и насыщаемостью. Водородная связь примерно в 10 раз слабее, чем ковалентная полярная. Энергия водородной связи варьируется в пределах 15–40 кДж/моль.

 

Энергия водородной связи тем больше, чем больше электроотрицательность и меньше размеры атома-партнёра водородного атома.

 

Следовательно, наиболее прочная водородная связь возникает между молекулами фтороводорода.

Наличие водородной связи влияет на физические свойства веществ, приводя к повышению их температур плавления и кипения, уменьшению плотности и увеличению растворимости в сильно полярных растворителях.


Пример 2

 

Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствует водородная связь:

 

1) С6Н6,

2) СН3СООН,

3) CH3F,

4) СН3ОСН3,

5) СН3ОН.

 


Решение

 

Водородные связи имеются у всех веществ, в моле­кулах которых есть полярная связь ОН. В приведённом перечне таких веществ два — уксусная кислота СН3СООН и метанол СН3ОН.


Упражнение 1

 

1.   Водородной связи нет в соединении:

 

1)  Н2О,   2) СН3СООН,    3) H2S,    4) NH3.

 

2.   Соединение ассоциировано в жидкость за счёт образования водородных связей:

 

1)  Н2О ,  2)  СН3СООСН3,   3) H2S,  4)  С2Н5ОС2Н5.

 

3.   Образует димеры за счёт образования водородных связей:

 

1) спирт,   2) аммиак,  3) вода,  4) карбоновая кислота.

 


Внутримолекулярная водородная связь в молекуле ДНК

Рис. 6. Схема молекулы ДНК

Водородные связи играют важную роль во многих физико-химических и биологических процессах. Внутримолекулярная водородная связь определяет структуру белка и двойную спираль ДНК (рис.  6).

 

Разрушение вторичной структуры белка приводит к его денатурации. Каждая половинка двойной спирали представляет собой полимер, построенный из четырёх видов нуклеотидов, — полинуклеотид. Строгий порядок расположения остатков нуклеотидов одной цепи ДНК напротив нуклеотидов другой формируется именно за счёт водородных связей по принципу комплементарности: между остатками аденинового (А) и тиминового (Т) нуклеотидов — две водородные связи, между цитозиновым (Ц) и гуаниновым (Г) —  три водородные связи. Водородные связи играют важную роль в процессе передачи наследственной информации.  

При самоудвоении ДНК водородные связи материнской молекулы разрываются и синтезируются две новые цепи полинуклеотидов в соответствии с принципом комплементарности.  В итоге возникают две новые молекулы ДНК, в каждой из которых одна цепь была взята из материнской ДНК, а вторая, комплементарная ей, была выстроена заново (рис.  7).

Рис. 7. Схема репликации молекулы ДНК

Водородные связи —  основа соблюдения строгой программы синтеза мРНК и затем соответствующего белка. Следовательно, без водородных связей невозможно было бы существование белковых организмов на нашей планете. 

 

Рис. 8. Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик

В мае 1952 года Розалинд Франклин получила рентгенограмму волокон натриевой соли, получившую название «фотография 51», и доказала спиральную структуру ДНК. 28 февраля 1953 года Уотсон и Крик расшифровали структуру ДНК. За открытие структуры двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) американские биологи Джеймс Уотсон и Френсис Крик были удостоены Нобелевской премии (рис. 8).


Контрольные вопросы

  1. С атомами каких элементов атом водорода обычно образует водородные связи?
  2. Какие виды взаимодействия обусловливают образование водородной связи?
  3. В каких пределах варьируется энергия водородной связи?


Ответы
 

Упражнение 1

 

1) 3

2) 1

3) 4


Предыдущий урок
Основные сведения о строении атома
Начальные понятия и законы химии
Следующий урок
Ковалентная химическая связь
Строение вещества
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Гражданское общество и правовое государство

    Обществознание

  • Гидролиз

    Химия

  • Зарубежная Азия в современном мире

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке