Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мезоамерика — территория на стыке двух Америк

Америка

29.01.2025
157
0

Мезоамерика

План урока

  • Изучить состав субрегионов Латинской Америки
  • Изучить состав Мезоамерики
  • Выявить общие географические черты стран субрегиона
  • Рассмотреть особенности доколумбовой цивилизации Мезоамерики
  • Изучить факторы формирования населения и хозяйства субрегиона
  • Рассмотреть особенности развития хозяйства субрегиона во второй половине ХХ в.

Цели урока

  • Знать состав Латинской Америки и Мезоамерики
  • Знать общие черты стран субрегиона
  • Знать специфику цивилизации до европейской колонизации и изменения, которые произошли после неё
  • Знать особенности развития хозяйства Мезоамерики во второй половине 
    ХХ в.

Разминка

  • Почему островные государства Карибского бассейна называют Вест-Индией?
  • Дайте описание образа Мексики в мире (с чем ассоциируется страна).

В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.

схема

Состав Мезоамерики

схема номер два

Общие географические черты стран Мезоамерики:

  • в основном расположены в тропическом поясе;
  • омываются тёплыми морями;
  • население сформировано в результате массовой иммиграции из Европы, Азии и Африки;
  • в экономике преобладает плантационное хозяйство, горнодобывающая промышленность и виды хозяйственной деятельности, рассчитанные на рынок США.

В регионе особо выделяется Мексика — крупная по площади территории и численности населения. В Центральной Америке расположено 7 государств (многие получили независимость в XIX в., Панама — в начале ХХ в., Белиз — в 1981 г.). В Вест-Индии насчитывается полтора десятка независимых государств и множество зависимых территорий.

 

Мезоамерика до европейской колонизации

схема номер три

Факторы формирования населения и хозяйства Мезоамерики:

 

1. Природные факторы:

  • положение в тропическом поясе, способствовавшее развитию тропического  земледелия;
  • сложное  строение земной коры, предопределившее наличие разнообразных минеральных ресурсов.

2. Исторический фактор:

  • европейская колонизация;
  • близость к США.

Европейская колонизация оказала огромнейшее влияние на население региона. В частности, резко сократилась численность индейцев в результате прямого уничтожения, непосильного труда и заболеваний, привнесённых европейцами. Значительную часть населения индейцы составляют в Мексике и Гватемале, в то время как в Вест-Индии их практически не осталось. С развитием плантационного хозяйства в регион ввозилось большое число африканцев-невольников (около 3 млн чел.). Имела место и массовая миграция из европейских стран. В конечном итоге, расовый и этнический состав населения региона стал весьма пёстрым.

 

Резкое увеличение внутреннего рынка США в результате бурного развития экономики привело к расширению старых и возникновению новых видов экспортного плантационного хозяйства в странах Мезоамерики. Было создано крупнейшее производство сахара (особенно на Кубе), бананов (в Центральной  Америке), цитрусовых, кофе, табака. Появился термин «банановые республики», которым называли страны, производящие бананы, а также отсталые государства, для  которых  были  характерны  политическая нестабильность  и сильная зависимость от экспорта одного или нескольких видов  сельскохозяйственной продукции.

 

В конце ХХ в. появились новые направления плантационного хозяйства — овощи, фрукты, цветы. Стало развиваться животноводство — разведение крупного рогатого скота. Сложившаяся современная специализация стран Мезоамерики:

  • Центральная Америка — кофе и бананы;
  • крупные острова — сахар, кофе, какао, табак, цитрусовые;
  • малые острова — бананы, сахар.

 

Особенности развития хозяйства стран Мезоамерики во второй половине ХХ в.:

  • в регионе развивались горнодобывающая промышленность (Куба, Ямайка,  Мексика), обрабатывающая промышленность, международный туризм (особенно в малых островных странах, где на его долю приходится большая часть ВВП), международная финансовая деятельность, морской флот («удобные  флаги»);
  • экономика большинства стран региона ориентирована преимущественно на рынок США;
  • значительные доходы страны получают за счёт приёма американских туристов;
  • ведущие позиции в финансовой сфере занимают банки и компании США;
  • создание ряда крупнейших нефтеперерабатывающих заводов на островах Вест-Индии компаниями США;
  • развитие в регионе несложных производств обрабатывающей промышленности: лёгкой и сборочного электронного производства, за счёт близости к США и наличию дешёвой рабочей силы;
  • крупные размеры флота у Панамы и Багамских островов («удобные флаги»);
  • «транзитная экономика» — оказание посреднических услуг в рамках международных экономических отношений (финансовые, транспортные, промежуточное промышленное производство и т. д.)

Рис. 1. География основных видов деятельности

 

 

Вывод

 

Мезоамерика занимает промежуточное положение между Северной и Южной Америкой. Европейская колонизация коренным образом изменила состав населения и повлияла на развитие хозяйства субрегиона. Традиционное плантационное хозяйство уступило место транзитной экономике, что является географической спецификой Америки. Главный экономический партнёр — США.


Контрольные вопросы

 

1. Почему виды хозяйственной деятельности, называемые отраслями транзитной экономики, получили наибольшее развитие в Вест-Индии?

2. Какие страны региона наиболее привлекательны для туристов? Чем это обусловлено?

3. Каковы причины размещения в регионе крупных нефтеперерабатывающих заводов?


Предыдущий урок
Америка в современном мире
Америка
Следующий урок
Россия в мировой экономике
Россия
  • Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепь питания и экологическая пирамида.

    Окружающий мир

  • Речевые жанры: путевые заметки

    Русский язык

  • Звуки в английском языке. Ur, ir, or, er

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке