Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Степень с рациональным и действительным показателями

Степень

18.04.2024
2935
0

Степень с рациональным и действительным показателем

План урока

  • Введение понятия степени с рациональным показателем
  • Формулировка основных свойств степени с рациональным показателем
  • Решение задач на применение свойств степени с рациональным показателем
  • Введение степени с действительным показателем
  • Формулировка теоремы о степени с действительным показателем и следствий из нее
  • Решение задач на применение свойств степени с действительным показателем, теоремы и следствий из нее

Цели урока

  • Знать определение степени с рациональным и с действительным показателями, их свойства, теорему и следствия из нее
  • Уметь использовать свойства степени при преобразовании выражений, сравнении выражений

Разминка

  1. Вычислить

а) 4123; б) 1214+-1253; в) 166×43; г) 59×72711189;   д) 9+173×9-173.

      2.   Упростить выражение x115÷(x5)6  при x>0.

 

Степень с рациональным показателем

 

Начиная с 7-8 класса, мы умеем находить значение выражения an с любым целым показателем n. Вспомним как это:

  1. Если n=0, то a0=1 (a0).
  2. Если n=1, то a1=a.
  3. Если n2;3;4;,, то an=a×a×a××a  (a умножают на себя n раз).
  4. Если nN, a0, то a-n=1an.

Но что делать в том случае, если показатель степени не целое число, а рациональное? Перед математиками вновь стала проблема расширения понятия степени. Пусть, например, нужно возвести 334 в степень 4. Как это сделать? Было бы хорошо, если бы привычные свойства степени работали и в этом случае, т.е.

  3344=33          (1)

 

(поскольку 34×4=3). Попробуем доказать это равенство.

Пусть a=334, тогда (1) пример вид a4=33, значит, a=334. Получили, что

334=334

Рассуждая аналогичным образом, можно любое выражение amn представить в виде amn.

Напомним, что любое рациональное число r это дробь вида mn, где mZ, nN.

Тогда для любого рационального r:

 

Если n – натуральное число, n2, m – целое число, то при a>0справедливо равенство:

                                      amn=amn (2)                                 

Если r=mn>0, то формула (2) имеет место и в случае a=0 причем 0mn=0. Принято считать, при r>0 верно 0r=0.

 

Свойства степени с рациональным показателем

 


Пусть pQ,qQ,a>0,b>0

 

  1. apaq=ap+q;
  2. ap÷aq=ap-q;
  3. apq=ap×q;
  4. abp=apbp;
  5. abp=apbp.

 


Пример 1

Вычислить: 

а) 245-2;

б) -4×8114;

в) (125-23-1612+34313-3)-12;

г) (30,5-50,5)2:((2-150,25)(2+150,25))


Решение

 

а) 245-2=145-2=5142=25196;

б) -4×8114=-4×3=-12;

в) (125-23-1612+34313-3)-12= ((53)-23-4+7-3)-12=125-12=5;

г) (30,5-50,5)2:((2-150,25)(2+150,25))=3-2×150,5+5(2-150,25)(2+150,25)=8-2×150,54-150,5=

=2(4-150,5)4-150,5=2

          

Ответ: а) 25196;   б) -12;       в) 5;      г) 2.


Упражнение 1

Вычислить:

а) 4-312;

б) 2-3×6413;

в) 1612-(116)-34+(12)-4-2;

г) (16-0,25-3-0,5)16-0,25+(332)-13


Пример 2

Представить выражение в виде степени с основанием a.
 

а) a18×a24;

б) a3510;

в) a535.


Решение

 

а) a18×a24=a18×a12=a58;

б) a3510=a3510=a6;

в) a535=a535=a13.

 

Ответ: а) a58;           б) a6;          в) a13.


Упражнение 2

Представить выражение в виде степени с основанием a.

а) a116×a4;

б) a2721;

в) a369.


Пример 3

Упростить выражение a-1a34+a×a+a14a12+1×a14.


Решение

a-1a34+a×a+a14a12+1×a14=(a12-1)(a12+1)(a14)2(a14+1)a12(a14+1)(a12+1)=a12-1

 

Ответ: a12-1.


Упражнение 3

Упростить выражение a3+b3(a2(a-b)2)13×a13-b13(a-b)13×a23.


Степень с действительным показателем


Пусть xR, a>0. Степень ax является положительным действительным числом, т.е ax>0.

В случае, когда a=00x определена только при x>0, считают, что 0x=0. При x0 выражение 0x не имеет смысла.

Для степени с действительным показателем имеют место все свойства степени с рациональным показателем.


Теорема  5.1   

Пусть a>1,x1<x2. Тогда ax1<ax2.


Следствие 1

Пусть 0<a<1,x1<x2. Тогда ax1>ax2.

 


Следствие 2 

Пусть a>0,a1,ax1=ax2. Тогда x1=x2.


Следствие 3 

Пусть 0<x1<x2. Тогда если  p>0, то x1p<x2p, а если  p<0, то x1p>x2p.


Следствие 3 иными словами можно сказать так: «если обе положительные части неравенства возвести в положительную степень, то знак неравенства не меняется; если возвести в отрицательную степень, знак неравенства поменяется на противоположный».


Пример 4

Выполнить действие:

 

  а) a55;

  б) a2(a2+1)a1-2.


Решение

 

а) a55=a5;

б) a2·a2+1a1-2=a22+1a1-2=a32.

 

Ответ: а) a5;           б) a32.


Упражнение 4

Выполнить действие:

а) a1-77+1;

б) a11·a11-1a11+1.


Пример 5

Сравнить: 

а) 8,4-3,4 и 8,4-313;

б) 1413 и 1415;

в) 3-7 и 3-2;

г) 2,040,3и 2,0410,3;

д) 17-2,4 и 19-2,4.


Решение

 

а) 8,4-3,4 и 8,4-313

Сравним показатели степеней: -3,4<-313. Так как основание 8,4 больше 1, то 8,4-3,4 < 8,4-313; 
 

б) 1413 и 1415

13>15, основание 14 лежит в промежутке (0;1), тогда 1413 < 1415.
 

в) 3-7 и 3-2

-7<-2основание 3 больше 1, тогда  3-7 < 3-2.
 

г) 2,040,3 и 2,0410,3

Показатели степеней одинаковые, положительные, 2,04<2,041, тогда 2,040,3< 2,0410,3.
 

д) 17-2,4 и 19-2,4

Показатели степеней одинаковые, отрицательные, 17<19, тогда 17-2,4 > 19-2,4.

         

Ответ: 

а) 8,4-3,4 < 8,4-313;                    

б) 1413 < 1415;

в) 3-7 < 3-2;

г) 2,040,3< 2,0410,3;      

д) 17-2,4 > 19-2,4.


Упражнение 5

Сравнить:

а) 6,3-114и 6,3-1,5;

б) 180,8и 180,9;

в) 10-3  и 10-13;

г) 5,080,9  и 5,0830,9.


Итак:
 

1. Если mZ,nN, то

  • an=a×a×a××a (a умножают на себя n раз).
  • a1=a
  • a0=1(a0)
  • a-n=1an(a0)
  • amn=amn  (a>0,n2)

 

2. Если r>0, то 0r=0.

3. Пусть a>0,b>0,x,x1,x2R

 

  • ax>0
  • если a>0,x>0, то ax>1
  • если a>1,x1<x2, то ax1<ax2
  • если 0<a<1,x1<x2, то ax1>ax2
  • если ax1=ax2,a1,то x1=x2
  • если 0<x1<x2,p>0, то x1p<x2p
  • если 0<x1<x2,p<0, то x1p>x2p
  • ax1ax2=ax1+x2;
  • ax1÷ax2=ax1-x2;
  • (ax1)x2=ax1x2;
  • (ab)x=axbx;
  • (ab)x=ахbx.


Контрольные вопросы

  1. Как вычислить amn, если mn – рациональное число и a – неотрицательное число?
  2. Как вычислить a-mn, если mn – рациональное число и a – положительное число?
  3. Какая область допустимых значений выражения (x-5)25?
  4. Какая область допустимых значений выражения (x+9)-17?


Ответы

Упражнение 1

а) 1128;    б) 12;       в) 1144;          г) -112.

 

Упражнение 2

 а) a516;   б) a6;    в) a118.

 

Упражнение 3

 a3+b3a23+ab3+b23

 

Упражнение 4

 а)1a6    б) a11-2.

 

Упражнение 5

а) 6,3-114>6,3-1,5;  

б) 180,8> 180,9;    

в) 10-3  > 10-13;

г) 5,080,9  < 5,0830,9.


Предыдущий урок
Целые и рациональные числа. Действительные числа
Числа
Следующий урок
Системы показательных уравнений и неравенств
Системы уравнений и неравенств
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Работа сил электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов

    Физика

  • Целые и рациональные числа. Действительные числа

    Алгебра

  • Одноатомные спирты

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке