- Введение понятия степени с рациональным показателем
- Формулировка основных свойств степени с рациональным показателем
- Решение задач на применение свойств степени с рациональным показателем
- Введение степени с действительным показателем
- Формулировка теоремы о степени с действительным показателем и следствий из нее
- Решение задач на применение свойств степени с действительным показателем, теоремы и следствий из нее
- Знать определение степени с рациональным и с действительным показателями, их свойства, теорему и следствия из нее
- Уметь использовать свойства степени при преобразовании выражений, сравнении выражений
- Вычислить
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
2. Упростить выражение .
Степень с рациональным показателем
Начиная с 7-8 класса, мы умеем находить значение выражения с любым целым показателем n. Вспомним как это:
- Если то .
- Если то .
- Если , то (a умножают на себя n раз).
- Если то .
Но что делать в том случае, если показатель степени не целое число, а рациональное? Перед математиками вновь стала проблема расширения понятия степени. Пусть, например, нужно возвести в степень 4. Как это сделать? Было бы хорошо, если бы привычные свойства степени работали и в этом случае, т.е.
(1)
(поскольку ). Попробуем доказать это равенство.
Пусть , тогда (1) пример вид , значит, . Получили, что
Рассуждая аналогичным образом, можно любое выражение представить в виде .
Напомним, что любое рациональное число r это дробь вида , где
Тогда для любого рационального r:
Если n – натуральное число, m – целое число, то при справедливо равенство:
(2)
Если , то формула (2) имеет место и в случае причем . Принято считать, при верно .
Свойства степени с рациональным показателем
Пусть
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Пример 1
Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ;
г)
Решение
а) ;
б) ;
в) ;
г)
Ответ: а) ; б) -12; в) 5; г) 2.
Упражнение 1
Вычислить:
а) ;
б) ;
в) ;
г)
Пример 2
Представить выражение в виде степени с основанием a.
а) ;
б) ;
в) .
Решение
а) ;
б) ;
в) .
Ответ: а) ; б) ; в) .
Упражнение 2
Представить выражение в виде степени с основанием a.
а) ;
б) ;
в) .
Пример 3
Упростить выражение .
Решение
Ответ: .
Упражнение 3
Упростить выражение .
Степень с действительным показателем
Пусть . Степень является положительным действительным числом, т.е .
В случае, когда , определена только при , считают, что . При выражение не имеет смысла.
Для степени с действительным показателем имеют место все свойства степени с рациональным показателем.
Теорема 5.1
Пусть Тогда .
Следствие 1
Пусть . Тогда .
Следствие 2
Пусть . Тогда .
Следствие 3
Пусть . Тогда если то , а если то .
Следствие 3 иными словами можно сказать так: «если обе положительные части неравенства возвести в положительную степень, то знак неравенства не меняется; если возвести в отрицательную степень, знак неравенства поменяется на противоположный».
Пример 4
Выполнить действие:
а) ;
б) .
Решение
а) ;
б) .
Ответ: а) ; б) .
Упражнение 4
Выполнить действие:
а) ;
б) .
Пример 5
Сравнить:
а)
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Решение
а) и
Сравним показатели степеней: . Так как основание 8,4 больше 1, то
б) и
, основание лежит в промежутке , тогда .
в) и
, основание 3 больше 1, тогда .
г) и
Показатели степеней одинаковые, положительные, , тогда .
д) и
Показатели степеней одинаковые, отрицательные, , тогда .
Ответ:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Упражнение 5
Сравнить:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Итак:
1. Если , то
- (a умножают на себя n раз).
2. Если .
3. Пусть
- если
- если
- если
- если
- если
- если
- ;
- ;
- ;
- ;
Контрольные вопросы
- Как вычислить , если – рациональное число и a – неотрицательное число?
- Как вычислить , если – рациональное число и a – положительное число?
- Какая область допустимых значений выражения ?
- Какая область допустимых значений выражения ?
Упражнение 1
а) ; б) ; в) ; г) .
Упражнение 2
а) ; б) ; в) .
Упражнение 3
Упражнение 4
а) б) .
Упражнение 5
а) ;
б) ;
в)
г) .