Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Художественная речь и язык художественной литературы

Культура речи

24.04.2024
1837
0

Художественная речь и язык художественной литературы

Чем отличается художественная речь от других функциональных разновидностей языка? С какой целью автор в художественном произведении использует иностилевые вкрапления? Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Художественная речь
  • Язык художественной литературы

Цели урока

  • Знать особенности художественной речи и языка художественной литературы
  • Уметь анализировать художественный текст с точки зрения присутствия в нём различных функциональных разновидностей языка, определять цель их использования

Художественная речь 

Художественная речь является одной из функциональных разновидностей языка, сферой применения которой является художественная литература.

 

Главная функция художественной речи – эстетическая. 

 

Основная задача художественной речи – воздействие на эмоции читателя. 

 

Художественная речь – это речь изобразительная, образная. В ней используется не только конкретная лексика, но и слова с переносным значением, различные изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.). 

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы — это более широкое понятие, чем художественная речь. 

 

В языке художественной литературы, в зависимости от цели писателя, могут присутствовать и разговорная речь, и высказывания научного, делового, публицистического стилей. 

 

Речь персонажа является средством создания образа, средством характеристики героя произведения, именно поэтому далеко не всегда она будет нормированной. 

 

Различные иностилевые вкрапления – отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, - могут употребляться в художественной речи с определённой стилистической целью, чаще всего для достижения иронического или юмористического эффекта.


Проанализируем пример из рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

 

«— Середь ночи. Экой барин! Робенок-то! — Бабушка закрылась руками: — Да откуль напасть такая, да за что же она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку… Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш? Вон твои рукавицы. Вон твоя шапка!..»

 

В качестве отрывка для анализа мы взяли реплику бабушки главного героя произведения. В речи бабушки мы видим большое количество просторечий («робёнок-то», «откуль», «ишшэш», «ломат» и т.д.). Автор насыщает речь героини просторечиями, чтобы создать целостный образ деревенского жителя, не получившего образование.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое художественная речь?
  2. В чем заключаются особенности языка художественной литературы?
  3. С какой целью художники слова используют иностилевые вкрапления в своих текстах?


Предыдущий урок
Художественная речь и язык художественной литературы
Культура речи
Следующий урок
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика
Поделиться:
  • Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия. Явление полного внутреннего отражения.

    Физика

  • Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Часть 1

    Русский язык

  • Сельское хозяйство. Растениеводство

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке