Конспект урока: Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры

Атомная физика

18.04.2024

Строение атома

• Модель атома Томсона
  • Открытие радиоактивности
  • Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

• знать, как развивались взгляды на строение атома; понятие «радиоактивность»
  • уметь описывать модель атома, предложенную Томсоном; описывать опыты Резерфорда; описывать планетарную модель атома

• Из каких частиц состоит атом?
  • Как развивались взгляды на строение атома?
  • Что представляет из себя модель атома под названием «пудинг с изюмом»?

Модель атома Томпсона

К концу XIX в. в результате изучения протекания электрического тока в растворах солей и кислот было установлено, что существует минимальный неделимый заряд, модуль которого равен 1,6 ∙ 10-19 Кл. Также было известно, что в целом атом электрически нейтрален, следовательно, в нём должны присутствовать и положительно, и отрицательно заряженные частицы.

В 1897 г. английским физиком Джозефом Томсоном (1856–1940) был открыт электрон.

Рис. 1. Модель атома Томсона

В результате исследований Томсон установил, что электрон, будучи в составе атома, является отрицательно заряженной частицей, а модуль заряда электрона равен 1,6 ∙ 10-19 Кл. Томсон предложил модель атома, согласно которой атом представляет собой положительно заряженный шар, внутри которого находятся отрицательно заряженные электроны, подобно беспорядочным изюминкам в тесте пудинга (рис. 1). Модель атома Томсона часто называют «пудинг с изюмом».

Данная теория была опровергнута после открытия явления радиоактивности, что позволило учёным применить новые методы для изучения строения атома.

Открытие радиоактивности

В 1896 г. Французский физик Анри Беккерель (1852–1908) обнаружил самопроизвольное излучение атомов урана. В 1897 г. супруги Пьер Кюри (1859–1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) открыли два новых химических элемента — радий и полоний, которые также испускают невидимое глазу излучение. Данное явление получило название радиоактивность.

Рис. 2. В магнитном поле радиоактивное излучение делится на три вида лучей

Исследованием явления радиоактивности занимался британский физик Эрнест Резерфорд (1871–1937). Учёный поместил небольшое количество радиоактивного элемента — радия — в магнитное поле
(рис. 2).

По следам на фотопластинке было установлено, что две части излучения в магнитном поле отклоняются в разные стороны, а третья часть не изменяет направление распространения. Следовательно, радиоактивное излучение имеет сложный состав. Три потока радиоактивных частиц были названы альфа-, бета- и гамма – излучениями.

Вспомним, что магнитное поле действует на движущиеся заряженные частицы с силой Лоренца, направление которой определяется по правилу левой руки. Отклонение частей радиоактивного излучения позволяет предположить, что альфа-излучение представляет собой поток положительно заряженных частиц, бета-излучение — поток отрицательно заряженных частиц, а поток гамма-излучения, не отклоняющийся в магнитном поле, не несёт электрический заряд. Впоследствии это предположение было подтверждено экспериментально.

Альфа-излучение представляет собой поток положительно заряженных ядер гелия, бета-излучение — поток электронов, гамма-излучение является видом электромагнитного излучения.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома

После открытия радиоактивного излучения появились новые методы исследования строения атома. Резерфорд предложил использовать для этих целей альфа-излучение. Так как масса электрона много меньше массы альфа-частицы, при бомбардировке вещества альфа-частицами электроны не должны оказывать существенное влияние на движение этих частиц. Тогда по характеру отклонения положительно заряженных ядер гелия можно будет судить о размерах положительно заряженной части атома.

Схема опыта Резерфорда показана на рисунке 3.

Рис. 3. Схема опыта Резерфорда по рассеянию альфа-частиц

Учёный направил на кусочек золотой фольги узкий поток альфа-частиц. Вокруг фольги был установлен люминесцирующий экран, покрытый слоем сульфида цинка. При попадании альфа-частиц на такой экран происходит вспышка, которую можно наблюдать в микроскоп.

Большинство альфа-частиц проходило сквозь фольгу, не изменяя своего направления, небольшая часть частиц отклонялась на угол порядка 50° и только 1 частица из 20 000 изменяла направление движения на 180°. Результаты эксперимента показали, что атом не состоит из положительно заряженного вещества, как предполагал Томсон. Положительно заряженная масса атома сосредоточена в очень маленьком объёме — ядре атома.

Рис. 4. Планетарная модель атома Резерфорда

Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель атома (рис. 4). В центре нейтрального атома находится положительно заряженное ядро, занимающее лишь 10-12 часть всего объёма атома, но содержащее весь положительный заряд и порядка 99,95 % массы всего атома. Заряд ядра должен быть равен суммарному заряду всех электронов, входящих в состав атома.

Электроны вращаются вокруг положительно заряженного ядра подобно планетам вокруг Солнца. Электроны не могут находиться в покое, так как в этом случае они упали бы на ядро.

Итоги

• Согласно планетарной модели , атом состоит из атомного ядра, в котором сосредоточен весь положительный заряд и практически вся его масса.
  • Вокруг положительно заряженного ядра вращаются отрицательно заряженные электроны.
  • Заряд ядра по модулю равен суммарному заряду всех электронов в данном атоме.
  • Радиоактивность — это способность некоторых химических элементов самопроизвольно распадаться и испускать невидимые излучения.
  • Радиоактивное излучение состоит из трёх потоков частиц: положительно заряженных альфа-частиц, отрицательно заряженных бета-частиц и
    фотонов — частиц гамма-излучения, представляющего собой электромагнитную волну.

1. Опишите модель атома, предложенную Томсоном.
2. Опишите опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.
3. Что такое радиоактивность?

Преобразование энергии при механических колебаниях