Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Клеточная теория. Единство живой природы. Строение клетки

Цитология

19.04.2024
2444
0

Клеточная теория. Единство живой природы

План урока

  • Клетка — элементарная единица живого
  • Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена
  • Единство живой природы

Цели урока

  • уметь объяснять значение клеточной теории для развития биологии и других биологических наук
  • знать основные положения современной клеточной теории

Разминка

  • Что такое клетка?
  • В чём суть основных положений клеточной теории?

Клетка — элементарная единица живого

Рис. 1. Растительная клетка

Клетка — самая мелкая единица организма, граница его делимости, наделённая жизнью и всеми основными признаками организма. Как элементарная живая система, она лежит в основе строения и развития всех живых организмов. На уровне клетки проявляются такие свойства жизни, как способность к обмену веществ и энергии, авторегуляция, размножение, рост и развитие, раздражимость.


Клетка  — структурная единица живого организма.


 

Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена

 

Открытие клетки принадлежит английскому учёному Р. Гуку, который, просматривая под микроскопом тонкий срез пробки, увидел структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками. 

 

Позже одноклеточные организмы исследовал голландский учёный Антони ван Левенгук.

 

Клеточную теорию сформулировали немецкие учёные М. Шлейден и Т. Шванн в 1839 г.

 

Рис. 2. Портрет Р. Гука
Рис. 3. Портрет А. Левенгука
Рис.4. Портрет М. Шлейдена
Рис.5. Портрет Т. Шванна


Основные положения современной клеточной теории:

  1. Клетка — основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;
     
  2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;
     
  3. Размножение клеток происходит путём их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
     
  4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.


Единство живой природы

 

Клеточная теория доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира. Благодаря ей стало понятно, что клетка — это важнейшая составляющая часть всех живых организмов.


  1. Согласно клеточной теории, клетка — это единица

    1) искусственного отбора     2) естественного отбора
    3) строения организмов       4) мутаций организма
     
  2. Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?

    а) клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки
    б) клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности
    в) клетки прокариот и эукариот сходны по строению
    г) клетки всех тканей выполняют сходные функции
     
  3. Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток — это свидетельствует о...

    а) единстве органического мира,
    б) разнообразии строения живых организмов,
    в) связи организмов со средой обитания,
    г) сложном строении живых организмов.


Контрольные вопросы

  1. Как было открыто клеточное строение живых организмов?
  2. Какие учёные приняли участие в создании клеточной теории?
  3. Какова роль клеточной теории для развития биологии, понимания научной картины мира?
  4. Каким образом клеточная теория доказывает единство происхождения жизни на Земле?


Ответы

  1. Из клеток состоят все живые организмы, поэтому клетка — это единица строения организмов.
    Ответ: 3) строения организмов.
     
  2. б) клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности
     
  3. а) единстве органического мира

Предыдущий урок
Неклеточные формы жизни: вирусы
Цитология
Следующий урок
Клеточные формы жизни: одноклеточные, многоклеточные организмы, колонии
Цитология
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Табличные информационные модели

    Информатика

  • Сложноподчиненное предложение

    Русский язык

  • Решение систем уравнений второй степени

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке