Правовое государство является неотъемлемой частью демократического общества. Данная тема познакомит с теорией правового государства, его сущностью и основными признаками. Эти знания дают возможность расширить представления о демократическом устройстве власти
- Понятие правового государства
- Власть в правовом государстве
- Признаки (принципы) правового государства
- познакомиться с элементами теории правового государства, его сущностью, высшей целью, признаками, отдельными позициями, которые нашли своё закрепление в Конституции РФ
- знать понятие «правовое государство», признаки правового государства, суть принципа разделения властей
- уметь характеризовать особенности правового государства и причины, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе
Понятие правового государства
Правовое государство — демократическое государство, ограниченное в своих действиях правом и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Есть и другое, более ёмкое определение правового государства: государство, в котором господствует право.
Высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина. При этом государственная власть ограничена правом. Основополагающими принципами правового государства являются также порядок в государстве и защищённость гражданина.
На сегодняшний день существует ряд государств, в которых мы можем увидеть признаки правового государства. Хотя правовое государство по-прежнему остаётся и неким идеалом для общества, учёные достаточно много знают о нём. Современная наука продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. Зачатки данной теории зародились много столетий назад.
Власть в правовом государстве
С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Учёные древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.
У мыслителей Нового времени так же зарождались замечательные идеи о правовом государстве. Так, например, Дж. Локк говорил, что в государстве должны верховенствовать юридические законы. Французский просветитель Шарль Монтескье первым провозгласил принцип разделения властей. Он предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную (подробнее о них расскажем дальше).
В России также сложилось своё общество правоведов, которые связывали будущее страны с господством права (XIX–ХХ вв.). Среди них можно выделить Чичерина Б. Н., Новгородцева П. И., Котляревского С. А. и др.
Признаки (принципы) правового государства
Признаки правового государства сформулировал немецкий философ Иммануил Кант (табл. 1).
Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.
Цели разделения властей (рис. 1):
- предотвращение возвышения одной из властей над другими,
- попытка свести к минимуму возможные ошибки в управлении,
- предоставление определённых гарантий от произвола, беззакония, авторитаризма.
В Российской Федерации законодательная власть — это парламент, который называется Федеральным Собранием (рис. 2).
Исполнительная власть в России представлена Правительством РФ. Главная задача исполнительной власти — исполнять принятые парламентом решения.
Исполнительная власть наделена полномочиями законодательной инициативы, то есть представители министерств и ведомств могут вносить законопроекты в законодательный орган — Государственную Думу.
Исполнительная власть обладает правом законодательной инициативы, т. е. вносить законопроект в Государственную Думу.
Судебная власть — самая самостоятельная и независимая из властей. Её исключительные полномочия — защищать право путём осуществления конституционного, административного, уголовного и гражданского судопроизводства.
В Российской Федерации судебная система состоит из судов трёх инстанций:
- Конституционный суд (Конституционный суд РФ и др.),
- Суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, мировые суды, военные суды),
- Арбитражный суд (арбитражные суды округов, арбитражный апелляционный суд и др.).
Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти.
Подведём итоги
Следует понимать, что у каждой страны, в том числе и России, свой исторический путь. Слепое копирование западных устоев не приведёт к скорому развитию демократии и правового порядка. Следовать к правовому государству необходимо чётко и методично. На этом пути России предстоит преодолеть преступность, бюрократизм, взяточничество, терроризм и т. д.
Практическое задание
Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.
Контрольные вопросы:
- В чём сущность правового государства?
- В чём суть принципов правового государства?
- Что значит принцип разделения властей?
- Дайте характеристику всем трём ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Ш. Монтескье имел в виду принцип разделения властей.
Аргументы:
- разделение властей — основной принцип организации государственной власти в демократическом государстве;
- цель разделения властей — не допустить сосредоточения власти в одних руках, тем самым предотвратив нарушение прав человека;
- разделение властей обеспечивает систему сдержек и противовесов, осуществляется взаимоконтроль трёх ветвей власти.