Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Социальные статусы и роли

Социальная сфера

02.03.2024
4898
0

Социальные статусы и роли

 

План урока

  • Социальная позиция человека в обществе
  • В поисках себя
  • Война поколений
  • По половому признаку

Цели урока

  • научиться определять ролевой репертуар личности, выделять гендерные различия, научится определять социальную позицию в обществе
  • знать понятия: социальный статус, социальная роль, поколение, гендер
  • уметь называть позиции, определяющие статус личности, различать предписанный и достигаемый статус, определять ролевой набор, объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку

 

В предыдущей теме шло рассмотрение социальной структуры общества. Вспомните, что значит социальная мобильность? Какие виды социальной стратификации вы можете назвать? По каким критериям выделяются социальные группы? 

Эта тема продолжает рассмотрение социальной структуры общества. В то же время она позволит осознать собственный социальный статус и многообразие своих социальных ролей, прогнозируя их изменение в будущем.

Социальная позиция человека в обществе


Социальный статус личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своими возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.


Социальная позиция человека определяет круг не только его прав, но и обязанностей. Существуют виды социальных статусов:

  • предписанный: возраст, национальность, место рождения, социальное происхождение и пр.;
  • приобретённый (достигнутый): профессия, образование и др.


Сравните статус сына и мужа. Какой из них предписанный, а какой достигаемый?


Ответ: предписанный — сын, достигаемый — муж.

 

Любой человек имеет несколько статусов, так как участвует во множестве групп и организаций.


Статусный набор личности — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком.


В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которые закрепляются престижностью.


Социальная роль личности — это модель поведения, ожидаемая обществом от человека в соответствии с его социальным статусом.


Исполнение социальной роли всегда имеет индивидуальную окраску. Общество с помощью различных санкций поддерживает поведение, предписываемое социальной ролью. Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, они могут вступать в противоречие. Например, роль родителей предполагает, с одной стороны, любовь к детям, с другой — требовательность и строгость, а это внутреролевой конфликт. Или ситуация, когда требования одной роли противоречат другой, — межролевой конфликт (роль женщины-директора предприятия и роль домохозяйки). И последний тип конфликта — личностно-ролевой: требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (заниматься нелюбимой работой). 

В поисках себя

Ролевой набор человека во многом связан с его возрастом. Социальная роль указывает на модель поведения, но выбор остается за личностью.

Отношение к некоторым возрастным группам с течением времени менялось. Было время, когда старики считались обузой общества и их изгоняли из общины. Теперь же отношение поменялось. На старшее поколение смотрят с уважением, как на пример для младшего поколения, окружая заботой. Такая модель поведения характерна для традиционного общества и существует по сей день.

Похожая ситуация наблюдалась и у детей. Раньше дети вовлекались в дела и заботы взрослых сравнительно рано, переходный период был очень мал. Это обусловливалось или течением времени, или необходимостью (в годы Второй мировой войны дети трудились наравне со взрослыми). 

Молодёжь и вовсе стали выделять в отдельную группу совсем недавно. Это связанно с тем, что усложнение процесса производства требует увеличения времени на обучение. Поэтому и появилась подобная прослойка общества. 

В подростковом возрасте существует потребность в общении со сверстниками. Это обусловлено тем, что общение играет важную роль в становлении личности: осваиваются социальные нормы, определяются гендерные роли (мужские и женские). Отмечается и такая тенденция у подростков — перейти в статус взрослого. Но стоит помнить, что взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, за свои поступки.

Юность как период поиска себя является естественным этапом взросления и становления личности.

Война поколений


Поколение — люди, родившиеся в один определённый период времени. («поколение восьмидесятых» — те, кто родился в 80-е гг. XX века).


Поколением так же можно назвать людей, родившихся примерно в рамках тридцатилетнего периода — столько в среднем проходит времени между рождением самого человека и его детей. 

В связи с последней характеристикой поколения часто возникает проблема «отцов и детей». Люди одного поколения растут примерно в одних и тех же условиях, переживают одни и те же исторические события. Люди разных поколений растут в разных условиях, поэтому ведут себя по-разному, по-разному смотрят на жизнь. С этим и связана проблема «отцов и детей». Родители и дети вырастают в разных условиях, у них разное мировоззрение, поэтому они не понимают друг друга. Но существует ещё и преемственность поколений — каждое поколение берёт что-то от предыдущих, продолжает их. Это является необходимым условием развития общества.

По половому признаку


Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.


Долгое время у мужчин и женщин были неодинаковые права. Женщинам не разрешалось получать образование, участвовать в политике. Они были по сути неполноправными членами общества. Женщины долго боролись за свои права, но гендерный вопрос до сих пор не решён до конца.

Гендерное воспитание начинается с младенчества. Дети рано воспринимают свою гендерную принадлежность и усваивают характерный гендерный тип поведения. Мальчикам покупают синюю одежду, девочкам — розовую. Мальчики играют с машинками, а девочки с куклами.

Одним из ярких примеров, где гендерные роли соблюдены, является семья. В семье существует довольно чёткое распределение обязанностей, построенных на гендерной основе. Женщины занимаются ведением домашнего хозяйства, заботой и воспитанием детей, мужчина много работает, занимается бытовым ремонтом, починкой автомобиля и т. д. Для современного информационного общества характерно изменение гендерных установок. Мужские и женские роли часто меняются местами и грань между ними становится всё прозрачнее. Так, мужчина может быть первоклассным шеф-поваром, а женщина может взять на себя роль руководителя. 

 

Подведём итог

 

В современном мире статус человека определяется прежде всего теми позициями, которые он обретает собственными усилиями: образование, профессия, политическое влияние, занимаемая должность и пр. Среди многообразия социальных ролей, ролевой набор во многом определяется возрастом человека. В подростковом возрасте существует потребность в общении со сверстниками. Это обусловлено тем, что общение играет важную роль в становлении личности: осваиваются социальные нормы, определяются гендерные роли. В науке понятие «пол» часто определяют как понятие «гендер».


Практическое задание 1

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный статус»? Составьте предложение, содержащее информацию о видах социального статуса.


Практическое задание 2

 

В чём выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на одном конкретном примере.


Контрольные вопросы:

 

1. Что определяет статус человека?

2. В чём разница между предписанным и достигнутым статусом?

3. Что значит понятие «социальная роль»?

4. Что такое гендер?

 


Ответ на практическое задание 1

Социальный статус личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своими возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Виды социального статуса: предписанный (возраст, национальность) и достигаемый (профессия, образование).

Ответ на практическое задание 2

В соответствии с занимаемым статусом человеку предписывают определенные роли, модель поведения. От ученика, например, ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы, выполнения домашнего задания.


Предыдущий урок
Мораль
Общество и человек
Следующий урок
Нации и межнациональные отношения
Социальная сфера
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Вынесение множителя за знак корня и внесение его под знак корня

    Алгебра

  • Магнитное поле. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводники с токами. Сила Ампера и сила Лоренца

    Физика

  • Решение дробных рациональных уравнений

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке