Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте

Природный территориальный комплекс

21.12.2024
4531
0

Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте

План урока

  • Всё связано со всем
  • Антропогенный — созданный человеком

Вступление

В 1974 году Барри Коммонер, американский биолог и эколог (1917–2012), сформулировал в своей книге «Замыкающийся круг» четыре закона экологии: 

  • всё связано со всем;
  • всё должно куда-то деваться;
  • природа знает лучше;
  • ничто не даётся даром.

Они выглядят как афоризмы — и просты, и сложны одновременно.  

 

Рис. 1. Причина и следствие

Представьте, что вы не сделали домашнее задание, опоздали на важную встречу или подвели человека… Сколько проблем возникнет из-за этого! Мы живем в цепочках событий, всё в нашей жизни связано с множеством людей, слов, дел. 

 

 

Можно проиллюстрировать эту идею Коммонера английским детским стихотворением, которое знают многие (рис. 1).

Примеры, конечно, могут быть и положительными! 

 

А в природе всё ещё проще! Вырубили лес — начали размываться почвы, ветер поднимает клубы пыли, которая мешает нам дышать. 

 

В 1952 году в Лондоне ядовитый туман унёс несколько десятков тысяч жизней. Потому что топили углём камины. После этого озаботились созданием природоохранного законодательства. 

 

А второй закон точно о нашей жизни — не занялись раздельным сбором мусора, не переработали его — появился вокруг города мусорный пояс. 

Рис. 2. Как зарастает выгоревший лес

С третьим законом не поспоришь: если не трогать вырубленный или выгоревший участок леса, он постепенно зарастёт травой, потом и деревьями, а через несколько десятков лет и не найти место вырубки. 

 

Четвёртый закон самый суровый. Он о том, как мы платим за наши ошибки, получаем награду за наши усилия. В том числе, в наших отношениях с природой.

Цели урока

Сегодня вы узнаете:

  • о  том, какие свойства есть у природных территориальных комплексов (ПТК);
  • что такое антропогенное воздействие;
  • как человек создаёт ландшафты.

 

После изучения темы вы будете уметь:

  • объяснять особенности свойств ПТК;
  • оценивать влияние человека на ПТК и его роль в создании антропогенных ландшафтов.

Разминка

  • Можно ли изменить один компонент ПТК без последствий для других?
  • Какие виды ПТК вы знаете?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Почему ПТК можно сравнить с матрёшкой?
  • Какой ПТК на Земле самый большой?
  • Можно ли увидеть ПТК из окна своего дома?

 

Всё связано со всем

 

Природные территориальные комплексы обладают особыми свойствами: целостностью, ритмичностью развития и устойчивостью. Конечно же, это не все свойства, но их можно назвать главными. Выделяют ещё свойство зональности, связанное с особенностями распределения тепла и влаги на Земле.

Рис. 3. Тайга

Целостность природного комплекса отражается в связях внутри него, в пищевых цепях животных, в симбиозах растений и грибов, во взаимном влиянии почв и растений. Попробуйте убрать из тайги хвойные деревья (рис. 3). И от тайги ничего не останется, будет нарушена целостность ПТК. 

Исчезнут таёжные животные, начнут изменяться почвы, перестанут расти черничники и брусничники.

 

Для каждого природного комплекса характерны свои особенности круговорота вещества и обмена энергией. Тайга получает достаточное для роста хвойных и некоторых лиственных деревьев количество тепла и влаги. Хвойные деревья дают тень тенелюбивым растениям. Растения дают пищу животным (рис. 4). Таёжные деревья теряют хвою, которая становится частью почвы. 

 

Рис. 4. Природный комплекс сибирской тайги

Рис. 5. Суточные ритмы

Ритмичность любого природного территориального комплекса поддерживается солнечными ритмами: суточными (рис. 5) и годовыми. Это связано с обращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Суточные ритмы определяют процессы фотосинтеза и дыхания у растений, образ жизни животных, «жаворонков» и «сов» у людей. С подъёмом Солнца запускаются процессы, связанные с температурой воздуха и атмосферным давлением.

 

Годовые ритмы определяют всю жизнь природных комплексов, все события, большие и малые.

Весной тает снег, распускаются листья и цветы, прилетают птицы (рис. 6). На полях начинаются сельскохозяйственные работы.

Сезонные изменения влияют на жизнь людей, на наше настроение, становятся источником вдохновения для композиторов и художников.

Рис.6. Весна                                                                                    Рис. 7. Осень


  1. Приведите три примера изменений в природе, связанных с годовыми ритмами.
  2. Приведите три примера хозяйственной деятельности человека, связанной с годовыми ритмами.
  3. Приведите пример художественного произведения, автор которого вдохновлялся годовыми ритмами.


Устойчивость ПТК оценивается как способность комплекса противостоять изменениям, например, климатическим и гидрологическим, нагрузкам, влиянию человека. Самыми устойчивыми являются лесные комплексы, самыми неустойчивыми — арктические пустыни, тундра, лесотундра, полупустыни и пустыни. Те, в которых растительный покров беззащитен и не является сплошным, а любое нарушение может привести к проблемам (рис. 8).

Рис. 8. Карта степени устойчивости природных территориальных комплексов

 

Рис. 9. Следы от гусениц вездехода в тундре

 

 

 

Экологи призывают запретить передвижение по летней тундре на вездеходах. После каждой поездки остаются вот такие шрамы (рис. 9), сокращаются площади оленьих пастбищ.


Упражнение 1

 

Расположите природно-территориальные ландшафты по степени устойчивости, начиная с самого неустойчивого.

А) степь

Б) тайга

В) тундра


Зональность природно-территориальных комплексов выражена в природных зонах.

 

Антропогенный — созданный человеком

 

Человек воздействует на природно-территориальные комплексы. 


Антропогенный  (от лат. «антропос» — человек, «ген» — происхождение, рождение). 
Антропогенное воздействие  — воздействие человека на природные ландшафты, процессы и результаты этих процессов.


Результатом антропогенного воздействия становятся изменения, положительные или отрицательные. Чаще, конечно, отрицательные. В составе природно-территориальных комплексов появляются элементы, созданные человеком (рис. 10). 

Рис. 10. Тюменская область, обустройство нового месторождения

 

Рис. 11. Дно бывшего моря

 

Когда-то одно из самых больших озер на Земле - Аральское море - было уничтожено чрезмерным орошением: до него просто перестали доходить реки, приносящие пресную воду.

А на дне бывшего моря сейчас стоят заржавевшие суда и бродят коровы и верблюды (рис. 11).

 

 

Иногда воздействие человека необходимо. Например, на Куршской косе дюна Эфа угрожала засыпать поселок. 

Рис. 12. Дюна Эфа на Куршской косе

 

 

Остановить её смог Вильгельм Эф, в честь которого дюну и назвали. Он укреплял подвижные дюны (рис. 12). Эфа заслуженно называют «победителем дюнной катастрофы», которая началась из-за активной вырубки лесов на косе в XVIII веке.

В 2009 году известный фотограф дикой природы Ян Артюс-Бертран и режиссёр Люк Бессон сняли документальный фильм «Дом». Он о том, как изменился облик нашей планеты. Фильм почти полностью состоит из видов разных мест Земли с высоты птичьего полёта. За 18 месяцев съёмочная группа побывала в 53 странах мира. 

Рис. 13. Лесопосадки на Куршской косе в Калининградской области

В результате деятельности человека появляются природно-антропогенные комплексы, которые включают антропогенные элементы, но продолжают оставаться природными. Например, леса, посаженные людьми (рис. 13). Парки, которые зарастают и превращаются в леса. 

Рис. 14. Ижевский пруд

Пруды и водохранилища, превратившиеся в почти настоящие озера. Например, Ижевский пруд за пределами города очень сложно отличить от озера (рис. 14).

Рис. 15. Поле в Ставропольском крае

Самыми распространенными природно-антропогенными ландшафтами можно назвать сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные. 

Сельскохозяйственные — поля, сады, огороды, тепличные хозяйства, луга, пастбища (рис. 15). 

Рис. 16. Вид на поля с самолёта

Поля — природно-антропогенные ландшафты сельского хозяйства — с большой высоты выглядят как произведение искусства (рис. 16).

Рис. 17. Месторождение алмазов (Архангельская область)

Промышленные ландшафты — карьеры, места добычи полезных ископаемых, отвалы горных пород (рис. 17).

Рис. 18. Пример городского ландшафта

Антропогенные ландшафты представлены городскими ландшафтами и техническими. Городские ландшафты — это города с пригородами (в пригородах антропогенный ландшафт переходит в природно-антропогенный).

Рис. 19. Рыбинский гидроузел (шлюз)

Технические ландшафты — оросительные системы, каналы, шлюзы, железные дороги и шоссе.


Упражнение 2

 

Установите соответствие между видом природно-антропогенного ландшафта и примером ландшафта (цифра – буква).

1) сельскохозяйственный

2) городской

3) технический

 

А) железнодорожная станция

Б) ферма

В) спортивный комплекс


Особым видом природно-антропогенного ландшафта является культурный ландшафт.


Культурный ландшафт природно-антропогенный комплекс, созданный для практического использования, регулируемый и охраняемый от неблагоприятного воздействия.


Примеры культурных ландшафтов — знаменитые архитектурные ансамбли Петергофа (рис. 20), Павловска под Петербургом, Монрепо в Выборге, Коломенское (рис. 21), Кусково, Архангельское в Москве.

Рис. 20. Петергоф

Рис. 21. Коломенское


Контрольные вопросы

 

  1. Как человек воздействует на природные комплексы?
  2. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия.
  3. Какие свойства есть у природно-территориальных ландшафтов?
  4. Чем природно-антропогенные ландшафты отличаются от природных?
  5. Какие ландшафты относятся к сельскохозяйственным, городским, техническим, лесохозяйственным?
  6. Какие культурные ландшафты вам известны?


Ответы

 

Упражнение 1

 

В, А, Б

 

Упражнение 2

 

1 — Б, 2 — В, 3 — А

Предыдущий урок
Понятие о природном территориальном комплексе
Природный территориальный комплекс
Следующий урок
Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов
Природопользование и охрана природы
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур

    Геометрия

  • Обмен белков, жиров и углеводов. Обмен воды и минеральных солей

    Биология

  • Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке