Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Понятие о природном территориальном комплексе

Природный территориальный комплекс

20.04.2024
3355
0

Понятие о природно-территориальном комплексе

План урока

  • Что такое ПТК (нет, это не транспортная компания)
  • Какими бывают природно-территориальные комплексы
  • Как связаны ландшафтоведение и матрёшка: «от кочки до оболочки»
  • ПТК и районирование

Вступление

Рис. 1. Флорариум

 

Сегодня в моде флорариумы — мини-оранжереи.

Флорариум — специальная закрытая ёмкость, изготовленная из стекла или других прозрачных материалов и предназначенная для содержания и разведения растений. Внутри создаются определённые влажность воздуха и температура. 

Это маленькая модель природно-территориального комплекса, сочетания компонентов живой и неживой природы (рис. 1). 

Рис. 2. Аквариум

 

 

Это маленькая модель природно-территориального комплекса, сочетания компонентов живой и неживой природы. (рис. 1). 

Подобной моделью можно считать и аквариум (рис. 2).

Цели урока

Сегодня вы узнаете:

  • о  том, что такое ПТК;
  • какими бывают ПТК.

После изучения темы вы будете уметь:

  • понимать особую роль компонентов ПТК;
  • различать и характеризовать разные природные комплексы на территории России.

Разминка

  • Как животные зависят от растений?
  • Как растения зависят от климата?
  • Как климат зависит от рельефа?
  • Как от климата зависят внутренние воды?
  • Почему в Сибири не растут пальмы?

Что такое ПТК (нет, это не транспортная компания)


Устойчивые сочетания компонентов природы (горных пород, вод, почв, растений, животных, особенностей климата) называют природными комплексами (рис. 3).


Иногда природно-территориальный комплекс называют  ландшафтом  (от немецкого «ландшафт» — местность). Отрасль физической географии, изучающая природные территориальные комплексы, носит название ландшафтоведение . Можно рассматривать ПТК разных уровней —  от небольших характерных участков земной поверхности до  географической оболочки , которая представляет собой самый большой природно-территориальный комплекс.

Комплексы называют территориальными, так как все компоненты природы «привязаны» к определённой местности — территории. Комплексы морей и вод суши называют аквальными (от лат. «аква» —  вода).

Каждый природно-территориальный комплекс имеет свои границы, иногда они хорошо заметны, иногда размыты.

Рис. 3. Схема природного комплекса

Какими бывают природно-территориальные комплексы

 

Природные комплексы отличаются составом, внешним видом, размерами. Природным комплексом является горная река (рис. 4), лес, болото (рис. 5), степь (рис. 6).

Рис. 4. Горная река в тайге                                                                             Рис. 5. Болото

Рис. 6. Степь

Почти все природные комплексы сильно изменены человеком. 

Природные комплексы, на которые повлиял человек, называют природно-антропогенными (от греч. «антропос» — человек, «генос» — происхождение). Примерами таких комплексов могут быть парки (рис. 7, 8), просека в лесу.

    Рис. 7. Парк Горького в Москве                                                     Рис. 8. Горный парк Рускеала в Карелии

Рис. 9. Севастополь

 

 

 

Если комплекс уже полностью изменён человеком, то его называют антропогенным. Это города (рис. 9), карьеры, сельскохозяйственные поля.


Упражнение 1

 

Назовите любой природный, природно-антропогенный или антропогенный комплекс, который вы видите из окна.


Рис. 10. Кроноцкий заповедник

 

 

Природные комплексы различаются по размеру. Самыми маленькими могут быть небольшие полянки, участки степей, даже кочки на болоте, если они чем-то отличаются от соседних (например, редкими растениями). Крупные — комплексы природных зон, материков и океанов. 

Рис. 11. Долина гейзеров

 

 

 

Наибольший природный комплекс — вся географическая оболочка, место пересечения литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, которую создали живые организмы. 

Рис. 12. Кроноцкая Сопка

 

 

 

Вся эта картина напоминает матрешку: более крупные комплексы включают в себя комплексы поменьше. 

Как говорят географы, природные комплексы — это всё «от кочки до оболочки». 

Например, Кроноцкий заповедник на Камчатке (рис. 10) включает уникальную Долину гейзеров (рис. 11), Кроноцкую Сопку, Кроноцкое озеро (рис. 12), участок побережья Тихого океана (рис. 13) и другие природные комплексы. 

Всё это относится к природному комплексу Камчатки.

 

ПТК и районирование

 

На основе изучения различных природно-территориальных комплексов, их особенностей и границ, осуществляется физико-географическое районирование. Например, деление территории на природные районы или определение границ природных зон (рис. 13). 

Рис. 13. Карта природных зон

Понимание особенностей ПТК и их границ необходимо для грамотного использования природных богатств, бережной и правильной охраны природы, проведения любых мероприятий, например, мелиоративных (рис. 14), любой хозяйственной деятельности.

Рис. 14. Карта мелиоративных работ


Упражнение 2

 

Распределите комплексы по группам:

 

природные — А;

природно-антропогенные — Б;

антропогенные — В.

(укажите цифру и букву).

 

1 — лесопарк, 2 — заводская территория; 3 — поляна в дремучем лесу; 
4 — заповедник, в котором запрещена любая деятельность; 5 — озеро, на котором есть пляж и купальня; 6 — карьер по добыче угля.


Контрольные вопросы:

 

  1. Почему природный комплекс называют территориальным?
  2. Что такое ландшафт?
  3. Чем ПТК похож на матрёшку?
  4. Какими бывают территориальные природные комплексы?
  5. С какой целью их выделяют и изучают?


Ответы

 

Упражнение 1

 

Парк, улица, завод, автопарк

 

Упражнение 2

 

А — 3, 4; Б — 1, 5; В — 2, 6

Предыдущий урок
Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте
Природный территориальный комплекс
Следующий урок
Географическое районирование
География России. Общее
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Химические реакции. Химические уравнения

    Химия

  • Четыре замечательные точки треугольника

    Геометрия

  • Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке