Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов

Природопользование и охрана природы

26.04.2024
3194
0

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов

План урока

  • Природная среда, природные условия, природные ресурсы
  • Рациональное использование природных ресурсов

Цели урока

  • Сформировать понятия: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование
  • Уметь приводить примеры рационального и нерационального природопользования
  • Понимать роль рационального природопользования в сохранении окружающей среды

Вступление

Современный человек, хоть он и относится к виду «человек разумный», не может обходиться без природы и её благ. Более того, объёмы вещества, изымаемого из природы, растут с каждым днём, но, что страшнее, увеличивается и количество веществ, которые человечество «дарит» природе. Как найти ту грань между правильным и неправильным во взаимоотношениях с природой? 

 

Природная среда, природные условия, природные ресурсы 

 

Природа состоит из компонентов: вода, воздух, растения, почва и т. д. Есть компоненты, которые влияют на нашу жизнь, делая её легче или труднее. А есть компоненты, которые мы каждый день изымаем из природы, чтобы сделать из них что-либо.


Природные условия  — компоненты природы, которые оказывают влияние на жизнь человека.

 

Природная среда  (окружающая среда) — совокупность природных условий.

 

Природные ресурсы  — компоненты природы, которые человек использует или может использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности.


Природные ресурсы по мере развития человеческого общества менялись.

Появлялись новые, которым человек находил применение. Природные ресурсы

делятся по исчерпаемости (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация ресурсов по исчерпаемости

 

Также можно делить по происхождению:

  • минеральные,
  • земельные,
  • климатические,
  • водные,
  • биологические.

 

Природопользование


Природопользование  — наука, занимающаяся разработкой решения проблем, возникающих в ходе взаимоотношений общества и природы, при которых из природной среды извлекаются полезные свойства.


В настоящее время существует три основных вида негативных последствий хозяйственной деятельности человека:

  • истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
  • сокращение многообразия растений и животных, деградация ландшафтов природы;
  • ухудшение здоровья человека.

По сути, человек уничтожает свою среду обитания.

 

Направления природопользования:

  1. Как извлекать и перерабатывать природные ресурсы, как добиться их возобновления и воспроизводства?
  2. Как одновременно использовать природную среду и сохранять её?
  3. Как сохранить экологическое равновесие в географической оболочке?


Рациональное (разумное) природопользование  — природопользование,  направленное на  сохранение  и приумножение  природных  благ, поддержание  здоровья  человека и  сохранение эстетических  свойств природных  комплексов.


Рациональное природопользование достигается за счёт строгого соблюдения равновесия между потребностями общества и сохранением окружающей среды. В процессе хозяйственной деятельности необходимо помнить о таких свойствах природного комплекса, как целостность и устойчивость.

 

Что значит рационально использовать исчерпаемые невозобновимые ресурсы? К исчерпаемым относятся полезные ископаемые. Здесь должно быть два подхода: либо их не использовать, найдя им замену, либо использовать так, чтобы их хватило на максимально долго. Что для этого необходимо? 

Основными принципами рационального использования исчерпаемых ресурсов должны стать:

  • полнота их извлечения;
  • комплексное использование;
  • вторичное использование;
  • полное использование.

 

Замена исчерпаемых ресурсов неисчерпаемыми пока есть только в области энергетики: когда на смену топливным полезным ископаемым приходят альтернативные источники энергии: энергия текучих вод, Солнца, ветра, Земли, приливов и отливов, течений.

Рис. 2. Ветровая электростанция

В нашей стране есть примеры использования всех перечисленных ресурсов, кроме последнего. Но доля электроэнергии, вырабатываемой на этих предприятиях, ничтожно мала с общим производством энергии.

Единственное, что выделяется своими размерами — производство электроэнергии на многочисленных ГЭС. Энергию приливов использует только одна Кислогубская электростанция недалеко от Мурманска на берегу Баренцева моря. Перспективны для строительства бухты Охотского моря, где отмечаются очень высокие приливы.

 

Богаты ветроэнергетические ресурсы тропосферы. Ветроэнергетические установки работают во многих местах, но в целом их крайне мало, как и солнечных электростанций. Перспективными для строительства ветровых электростанций могут быть районы Крайнего Севера, Приморского края, побережья Охотского моря — районы с наиболее сильными и постоянными ветрами.

Считается, что большое будущее за геотермальной энергией. Уже сейчас на Камчатке и Курильских островах действует пять геотермальных электростанций.

Исчерпаемые возобновимые ресурсы  природные компоненты, которые со временем могут быть восполнены либо сами, либо при содействии человека.

Важнейшие возобновимые — биологические ресурсы. Это первый вид ресурсов, который человек научился воспроизводить.

Тем не менее многие виды находятся под угрозой исчезновения. Поэтому для каждого необходимо устанавливать допустимые нормы использования в каждом регионе, в конкретных ландшафтных условиях.

Такой подход необходимо использовать и для почвенных ресурсов.

Воздух и воду нередко относят к неисчерпаемым ресурсам, но в условиях постоянного загрязнения вряд ли их можно считать таковыми. Водные ресурсы в России распределены неравномерно что в пространстве, что во времени. Поэтому одна из задач по рациональному использованию водных ресурсов — перераспределение стока в пространстве и во времени, но с учётом последствий для окружающей среды. Важнейшей мерой эффективного использования ресурсов является возвратное или оборотное водоснабжение.

 

Вывод

 

Использование природных ресурсов должно быть разумным. Специально разработанными мерами можно не только увеличить сроки сохранения исчерпаемых ресурсов, но и для возобновимых, и увеличить их запасы.

К мероприятиям по воспроизводству природных ресурсов относят: мелиорацию и рекультивацию, очистку выбросов в атмосферу, очистку стоков, лесоразведение, восстановление численности животных.


Упражнение 1

 

Выпишите из списка примеры рационального природопользования.

  1. Осушение верховий рек
  2. Вырубка лесов на склонах гор
  3. Молевой сплав на реках
  4. Оборотное водоснабжение
  5. Переход на твёрдое топливо
  6. Сбор вторсырья


Контрольные вопросы

 

  1. Подумайте, могут ли природные условия быть ресурсами и наоборот.
  2. Приведите примеры как положительных, так и отрицательных последствий строительства ГЭС на равнинной реке.
  3. Назовите животных Красной книги.


Ответы

 

Упражнение 1

 

4, 6

Предыдущий урок
Охрана природы и охраняемые территории
Природопользование и охрана природы
Следующий урок
Миграции населения в России. География рынка труда
Демография и население России
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Кислоты, их классификация и химические свойства

    Химия

  • Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

    Геометрия

  • Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке