Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Функция y=k/x и её график

Функции

02.12.2024
2974
0

Функция y=k\x и ее график

План урока

  • Функция y=kx и ее график
  • Графический способ решения уравнений

Цели урока

  • Знать определение обратной пропорциональности
  • Знать свойства обратной пропорциональности
  • Уметь определять обратно пропорциональную зависимость между реальными величинами
  • Уметь строить график функции y=kx
  • Уметь решать графически уравнения вида kx=ax+b

Разминка

  • Как называются функции, задаваемые формулами:

           y=2x+3;y=-12x+4;y=-3x;y=x2;y=-2x2?
 

  • Что представляют собой их графики? Как они расположены? Укажите область определения и область значений каждой из функций.

Функция y=kx и ее график
 

Пусть площадь прямоугольника, длина которого x см, а ширина y см, равна S см2. Тогда зависимость y от x выражается y=Sx.

Геометрические величины x и y в этой задаче могут принимать только положительные значения. Далее же мы будем рассматривать функции, задаваемые формулой вида y=kx, в которой переменные x и y могут принимать как положительные, так и отрицательные значения, причем k0.


Функция, которую можно задать формулой вида y=kx, где x — независимая переменная и k — не равное нулю число,  называетсяобратной пропорциональностью.


Областью определения функции y=kx является множество всех чисел, отличных от нуля, т.к. выражение kx имеет смысл при всех x0.

Рассмотрим свойство обратной пропорциональности. 

Пусть x1 и x2 — значения аргумента (x10,x20), а y1 и y2 — соответствующие им значения функции. Так как k0, то y10,y20. Из формулы  следует, что x1y1=k и x2y2=k. Приравняем левые части равенств x1y1=x2y2. Отсюда получаем пропорцию x1x2=y2y1.


Свойство обратной пропорциональности: отношение двух произвольных значений аргумента равно обратному отношению соответствующих значений функции. 


С этим свойством связано и название функции — обратная пропорциональность.

В реальной жизни обратно пропорциональная зависимость между переменными величинами распространена.


Пример 1

На путь длиной s км автомобиль, двигаясь со скоростью v км/ч, тратит время t ч. Выразите зависимость: а) t от v; б) v от t.
 

Решение
 

Путь выражается формулой s=vt. Тогда получаем

а)  t=sv

б)  v=st

Видим, что обе зависимости являются обратными пропорциональностями.

 

Ответ: а) t=sv;  б) v=st.


Пример 2

Бассейн объёма V л заполняется через трубу за время t мин. Выразите производительность трубы p л/мин.

 

Решение
 

Производительность трубы — это скорость, с которой заполняется заданный объём:   p=Vt.

Также получаем обратную пропорциональность.

 

Ответ: p=Vt.

                                                                                                                 


Построим график функции y=2x. Для этого найдем значения функции y, соответствующие некоторым положительным значениям и противоположным им отрицательным значениям аргумента x, и оформим их в виде таблицы:
 

Таблица

 

Рис. 1. График функции y=2x (поточечный)

Отметим в координатной плоскости точки, координаты которых помещены в таблице.
Прежде чем соединить точки проведем небольшое исследование функции y=2x. Ее свойства связаны с дробным выражением 2x.

1) Т.к. аргумент x не может быть равным нулю, то график не пересекает ось y.
 

2) Т.к. значение функции y не может быть равным нулю, поскольку числитель дроби положительное число, то график не пересекает и ось x.
 

3) Положительным значениям x соответствуют положительные значения y, а отрицательным значениям x — отрицательные значения y:  y>0 при x>0y<0 при x<0.

Таким образом, график функции  будет состоять из двух частей (!), которые называют ветви, и располагаться в I и III координатных четвертях, т.е. симметрично относительно начала координат.
 

4) Чем больше положительное значение xтем меньше соответствующее значение y, — знаменатель возрастает, поэтому значение дроби убывает. Поэтому точки графика всё ближе к оси абсцисс. Математически это записывается следующим образом: x+, тогда y0 («x стремится к плюс бесконечности, тогда y стремится к нулю»). При  значение x-y0 («x стремится к минус бесконечности, значение y стремится к нулю»).

Рис. 2. График функции  y=2x

5) При приближении к нулю положительной абсциссы точки, ордината этой точки увеличивается: x>0, x0, тогда y+  («x  положительно, x стремится к нулю, тогда y стремится к плюс бесконечности»). Можно также показать, что x<0, x0, тогда y- («x отрицательно, x стремится к нулю, тогда y стремится к минус бесконечности»).

 

График функции y=2x показан на рисунке 2. Он состоит из двух ветвей, симметричных относительно начала координат. 

Рис. 3. График функции y=-2x

График функции y=-2x выглядит аналогично, только расположен во II и IV координатных четвертях.

 

В общем случае, график функции y=kx при любых k>0 будет иметь аналогичный вид, что и график функции y=2x(рис. 4), а при любых k<0 будет иметь аналогичный вид, что и  y=-2x(рис. 4).

Рис. 4. График функции y=kx


Кривую, являющуюся графиком обратной пропорциональности, называют гиперболой. Гипербола состоит из двух ветвей, симметричных относительно начала координат. 


Упражнение 1

Функция задана формулой y=kx. График данной функции проходит через точку с координатами (5; 1,2). Найдите значение k и запишите формулу данной функции. 

Заполните таблицу:
 

x

-4

-1

2

3

6

y

-1

-2

-3

6

1,5



Постройте график данной функции.


Упражнение 2

Постройте график функции y=-4x.


Упражнение 3

Функции задана формулой y=-5x. Используя соотношение xy=k, определите, принадлежат ли графику функции точки (-5; 1), (2; 2,5), (4; –1,25), ( –1; -5), (10; -2), 

(-4; 0,8), (-1; 5).


Графический способ решения уравнений


Пример 3

Решить уравнение 4x=5-x графическим способом.

 

Решение

 

Рис. 5. Графики функций y=4x и y=5-x

1) Рассмотрим две функции: y=4x и y=5-x.

2) Построим график функции y=4x — гиперболу (рис. 5).
 

3) Построим график линейной функции y=5-x. Это прямая. Ее можно построить по двум точкам (0; 5) и (5; 0). Она изображена на том же чертеже (рис. 5). 
 

4) По чертежу устанавливаем, что гипербола и прямая пересекаются в точках A(1; 4) и B(4; 1). Проверка показывает, что это на самом деле так. Значит, данное уравнение имеет два корня: 1 и 4 — это абсциссы точек A и B.
 

Ответ: 1; 4.


Упражнение 4

Решите уравнение  -2x=1-x графическим способом.


Контрольные вопросы

1. В чем суть свойства обратной пропорциональности?

2. Как называют график функции y=kx

3. В чем состоит графический способ решения уравнений? 

 


Ответы

Упражнение 1

 

y=6x
 

Таблица

Рис. 6. График функции y=6x

 

 

Упражнение 2

Рис. 7. График функции y=-4x

 

 

Упражнение 3

 

(–5; 1), (4; –1,25), (–1; 5) — принадлежат графику функции;

(2; 2,5), ( –1; –5), (10; –2), (–4; 0,8) — не принадлежат графику функции.

 

Упражнение 4

 

–1; 2.


 

 

Предыдущий урок
Решение систем неравенств с одной переменной
Решение уравнений и неравенств
Следующий урок
Функция y=k/x и её график
Функции
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Атомно-молекулярное учение

    Химия

  • Средняя линия треугольника

    Геометрия

  • Этнический состав населения. Этническая мозаика России. Религии народов России

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке