- Понятие технологии мультимедиа
- Области использования мультимедиа
- Звук и видео как составляющие мультимедиа
- знать суть технологии мультимедиа
- знать составляющие мультимедиа
- уметь приводить примеры областей применения мультимедиа
- уметь находить объём памяти, необходимой для представления видеофайла
Технология мультимедиа довольно молодое направление информационных технологий. Несмотря на это, любой пользователь хотя бы раз в жизни с ней сталкивался. Вспомнить хотя бы любую компьютерную игру — яркое и красочное оформление, звуковое сопровождение, управление персонажем или объектом, диалоговое управление. Всё это и есть технология мультимедиа, характеризующаяся одновременным воздействием на пользователя по нескольким информационным каналам, где пользователю отводится активная роль.
Понятие технологии мультимедиа
Технология мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, предлагающие пользователю одновременную работу со звуком, видеороликами, анимированными изображениями, статическими изображениями и текстами.
Области использования мультимедиа
Мультимедийный продукт, в основе которого лежит технология мультимедиа, имеет ряд особенностей:
- объединение в одном продукте информации различного вида;
- диалоговый режим работы;
- быстрый поиск информации;
- широкие возможности навигации;
- дружественный пользовательский интерфейс.
Технология мультимедиа имеет широкое распространение во всех сферах человеческой деятельности. Приведём некоторые примеры
(рис. 2).
Основные недостатки мультимедийных продуктов:
- требуют больших объёмов памяти как оперативной, так и долговременной;
- требуют высокоскоростной доступ к сети Интернет (если работа с продуктом, размещённым в сети Интернет, ведётся в режиме онлайн);
- компьютер должен быть хорошо укомплектован (некоторые мультимедийные продукты, например компьютерные игры, имеют высокие требования к техническим составляющим компьютера).
Звук и видео как составляющие мультимедиа
Работая со многими компьютерными программами, пользователь не только видит тексты и неподвижные изображения, но и слышит звуки, просматривает анимацию и видеоролики.
Звук — это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется. Звук описывается амплитудой (силой) и частотой (количеством колебаний в секунду).
Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его надо дискретизировать — превратить в дискретный сигнал последовательностей нулей и единиц. С помощью звуковой карты происходит преобразование звука из непрерывной формы в дискретную и наоборот (рис. 3).
На качество преобразования оказывают влияние частота дискретизации (количество изменений в секунду) и разрядность дискретизации (количество битов на запись каждого результата изменений).
Пример 1
Рассчитать объём памяти, необходимой для представления двухминутного фильма на экране монитора с пространственным разрешением 1440 х 900 пикселей и палитрой из 256 цветов.
Решение
Так как , тогда i = 8 бит = 1 байт — потребуется для кодирования цветов.
Один кадр занимает 1 ∙ 1440 ∙ 900 = 1 296 000 байтов. Чтобы смена кадров не была заметна, необходимо проецировать на экран 16 кадров в секунду. Имеем 1 296 000 ∙ 16 = 20 736 000 байтов, что равно приблизительно 19,77 Мб для одной секунды показа. Для двух минут: 19,77 ∙ 120 = 2 372,4 Мб = 2,32 Гб.
Ответ: 2,32 Гб.
Контрольные вопросы
1. Что такое технология мультимедиа? Назовите основные составляющие мультимедиа.
2. В каких сферах деятельности используется мультимедиа? Приведите конкретные примеры.
3. Есть ли недостатки у мультимедийных продуктов? Какие?
4. Как получается эффект движения в компьютере?