Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа

Антарктида

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа

План урока

  • Географическое положение материка
  • Открытие и исследование материка
  • Природа Антарктиды

Цели урока

  • Уметь объяснять географическое положение материка, показывать объекты, упоминающиеся в тексте
  • Знать основные факты открытия и исследования материка, главные элементы характеристики природы

Вступление

Можете ответить на вопрос? Стоит дом, на каждой стене окно, все окна смотрят на север. На каком материке стоит этот дом?

 

Такое возможно только в одной точке Земли. На Южном полюсе — уникальном материке Антарктида. Отправляемся!

 

Географическое положение материка 

 

Уникальный материк имеет уникальное географическое положение, которое объясняет и историю открытия, и природу материка.

 

Антарктида полностью лежит внутри Южного полярного круга, в пределах антарктического климатического пояса. В центре материка расположен Южный полюс. Значит, все меридианы сходятся к этой точке. 

 

Интересно, что здесь всего одна крайняя точка. Как вы думаете, почему? Какая крайняя точка есть на материке.

 

От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами трёх океанов. Природа Антарктиды неразрывно связана с природой южных частей океанов и вместе с ними составляет единое целое. Ближе всех к Антарктиде оконечность Южной Америки, отделённая проливом Дрейка. 

Рис. 1. Карта Антарктиды и прилегающих вод Рис. 1. Карта Антарктиды и прилегающих вод

Южную полярную область, включающую Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50–60° ю. ш., называют Антарктикой.

 

Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» — против, т. е. лежащая против северной полярной области земного шара — Арктики. В свою очередь, слово «Арктика» происходит от древнегреческого ἄρκτος — медведица.

Открытие и исследование материка 

 

Из-за удалённости и суровых природных условий материк был открыт намного позднее. Англичанин Джеймс Кук не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Он пришёл к выводам, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы... Эта страна обречена природой на вечный холод». Результаты экспедиции авторитетного мореплавателя надолго охладили желание мореплавателей пускаться в рискованные плавания на поиски материка.

 

В 1819 г. в России формируется специальная экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Цель экспедиции — поиск южного материка. 1820 г., когда экспедиция впервые подходила к берегам Антарктиды, принято считать годом её открытия. Оно положило начало интенсивному изучению береговой зоны Южного континента.

Рис. 2. Полярная станция «Амундсен – Скотт» Рис. 2. Полярная станция «Амундсен – Скотт»

Большинство первопроходцев мечтали побывать на Южном полюсе. Эта цель впервые была достигнута норвежским исследователем Руалем Амундсеном  14 декабря 1911 г. Через 34 дня к полюсу пришла вторая экспедиция, которую возглавлял офицер британского флота капитан Роберт Ф. Скотт. К сожалению, Скотт и его команда, преодолевшие немалые трудности, погибли на обратном пути. Восемь месяцев спустя поисковый отряд обнаружил палатку с телами участников экспедиции, а также ценные дневники и коллекции. 

 

Открытие Южного полюса стало величайшим географическим открытием. В честь этого события названа полярная станция, которая находится на Южном полюсе.

Долгое время исследования на побережье проводили отдельные страны. После проведения Международного геофизического года в 1957–1958 гг. двенадцать государств мира решили совместно изучать материк и обмениваться информацией. Большая роль в этой работе принадлежит советским исследователям. Наши исследователи смело продвигались вглубь континента. В трудных климатических условиях за короткий срок они построили несколько научных станций не только на побережьях, но и во внутренних труднодоступных частях материка.

 

Антарктида не принадлежит ни одному государству. На материке нет постоянного населения. Из-за суровых природных условий исследователи обычно работают не больше одного года. По международному соглашению на её территории запрещается проведение любых испытаний оружия и ядерных взрывов. Антарктиду называют континентом науки и мира. Охрана природы Антарктиды закреплена законом.

 

Природа Антарктиды

 

Антарктида — ледяной континент, где сосредоточено примерно 30 млн км3 льда или 90 % всех льдов суши. Средняя мощность льда 2 500–2 800 м, а максимальная в некоторых районах Восточной Антарктиды — 4 800 м. Наибольшая высота ледяной поверхности в Восточной Антарктиде превышает 4 100 м над уровнем моря.

Рис. 3. Оазис в Антарктиде Рис. 3. Оазис в Антарктиде

Только 2 % территории Антарктиды свободны ото льда — главным образом, в западной части материка и Трансантарктических горах. Это либо участки побережья, либо отдельные гребни и вершины, возвышающиеся над ледяной поверхностью.

 

В основании большей части материка лежит Антарктическая платформа. Большая часть подлёдной поверхности лежит ниже уровня океана. Подо льдом есть как равнины, так и горы кайнозойской складчатости.

 

Ледниковый покров имеет в целом куполовидную форму. Под воздействием своей силы тяжести ледник движется от центра к краям. Достигая окраин, лёд ломается и образуются айсберги. Антарктические айсберги поражают своими рекордными для Земли размерами. Так, например, один из них, образовавшийся в начале 1990-х гг., достигал в длину 154 км, а в ширину — 35 км.

Антарктида оказывает выхолаживающее влияние на климат Южного полушария. Климат Антарктиды отличается очень холодной зимой и менее холодным летом. Средние летние температуры не поднимаются выше точки замерзания воды. Средняя годовая температура на Южном полюсе –50 °C. Долгое время температурным минимумом была температура воздуха, –89,2 °C, зафиксированная на советской станции Восток 21 июля 1983 г. Но за годы наблюдений в 21 веке температура неоднократно спускалась ниже 90 градусов.

 

Антарктида — ледяная пустыня со средним годовым количеством осадков менее 100 мм. Распределение осадков (преимущественно снега) по территории континента неравномерно: от менее 50 мм в центральной части Восточной Антарктиды до более 600 мм на севере Антарктического п-ова.

 

Антарктида — материк самых сильных ветров. Дурной славой пользуются стоковые ветры. Плотный холодный воздух стекает по поверхности ледникового щита в направлении побережья с последовательным нарастанием скорости движения. При пересечении горных цепей и холмов скорость ветра может достигать 320 км/ч. 

 

Из-за уникальности природных условий Антарктиды и её продолжительной изоляции растительный и животный мир отличаются большим своеобразием. На материке встречаются мхи, лишайники, водоросли, грибы, бактерии. В более тёплых районах на северо-западе Антарктического п-ова встречаются несколько видов травянистых цветковых растений. В Антарктике отсутствуют сухопутные млекопитающие и пресноводные рыбы. Из птиц наиболее характерны пингвины. Императорский пингвин выводит потомство в зимнее время. Остальные виды пингвинов выводят птенцов летом на скалистых птичьих базарах. 

Рис. 4. Схема биоценоза в Антарктиде Рис. 4. Схема биоценоза в Антарктиде

Много видов морских птиц, в частности, буревестник и большой поморник, тоже гнездятся в расщелинах скал. 

 

Океан является местообитанием некоторых видов тюленей, главным образом, тюленя-крабоеда, тюленя Уэдделла, морского слона, морского леопарда (живущих в море, а размножающихся на суше или на льду), рыб и китов. Антарктические рыбы обычно медленно растут и медленно передвигаются, но живут долго. Для антарктических вод также характерно немногочисленное семейство белокровных рыб, отличающихся бесцветной кровью из-за почти полного отсутствия в ней эритроцитов и гемоглобина.


Контрольные вопросы:

 

1. Какие различия наблюдаются в рельефе восточной и западной Антарктиды?

2. Назовите три причины сурового климата Антарктиды.

3. Назовите трудности, с которыми сталкиваются полярники в Антарктиде.

4. Сравните оазисы Африки и Антарктиды. Назовите сходство и отличие.


Предыдущий урок
Численность населения Земли. Размещение населения Народы и религии мира Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население
Население Земли и мира
  • Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях

    Биология

  • Что изучает зоология? Строение тела животного

    Биология

  • Дефисное и раздельное написание частиц

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке