Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

Устное народное творчество

27.07.2025
4715
0

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

 

План урока

  • Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»
  • Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

Цели урока

  • Знать жанровые особенности бытовых сказок и сказок о животных, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках
  • Уметь анализировать композицию текста, выделять общие черты и различия в сказках разных жанров

Разминка

Продолжите устойчивые сказочные формулы:

  1. Утро вечера…
  2. Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила…
  3. Что ты воротился невесел…
  4. Сказка ложь...

Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»

Сказки о животных считаются самыми древними: они связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – зверолова и охотника. Сюжет часто строится на повторении эпизодов. В сказках о животных человек обычно не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только речью, но и человеческими качествами. Обычно лиса хитрая, баран глупый, заяц трусливый.

 

Русская народная сказка «Журавль и цапля» построена в форме диалога. Она начинается с присказки: «Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала. Это присказка, а сказка вот какая».

 

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля» Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля»

После присказки следует зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля».

 

Просторечные слова и выражения подчеркивают то, что сказка создана и передается из уст в уста народом: «по сю пору», «тяп-тяп», «выдь за меня замуж», «несолого похлебав» (ни с чем).

Содержание сказки строится на повторе одних и тех же действий: один из героев предлагает другому жениться, тот отказывается, но передумав, сам идет с предложением, однако получает отказ. Это создает комический эффект. Народ смеется и над нерешительным журавлем, и над капризной цаплей, которая не может понять, что же ей нужно. Упрямство, высокомерие, принципиальность осуждаются народом.


  1. Какой недостаток высмеивается в сказке?
  2. Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?
  3. Подумайте, чем эта сказка отличается от волшебной и в чем ее сходство с ней.


Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

В мире бытовых сказок все реалистично. Герои: хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп. Им приходится рассчитывать не на волшебных помощников, а на свой ум и смекалку.

 

Бытовые сказки кратки. В их сюжете обычно лежит один эпизод, события быстро развиваются. В. Г. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

 

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель» Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель»

В сказке «Солдатская шинель» героями являются находчивый солдат и глуповатый барин. Солдат гораздо ближе к народу, поэтому он наделен положительной чертой – смекалкой. Барин же, который не понимает, почему ему не спится на солдатской шинели, высмеивается.

 

Присказки и зачина в этой сказке нет, но есть яркая концовка, которая напоминает пословицу: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!» Концовка отражает жизнь народа: как и солдат, он трудится, не жалея сил, и способен выдержать любые испытания.


  1. Каких героев и какие качества в этой сказке народ одобряет, а какие высмеивает?
  2. В чем заключается основная мысль сказки?


 

Таким образом, в сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали, добре и зле. Сочинителем сказок был народ, который и передавал их через поколения. Многие русские писатели собирали и записывали сказки, пословицы, поговорки. Благодаря этому сказки дошли до нас. Собирали и записывали сказки А.Н. Афанасьев, А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Даль.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

 

План урока

  • Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»
  • Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

Цели урока

  • Знать жанровые особенности бытовых сказок и сказок о животных, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках
  • Уметь анализировать композицию текста, выделять общие черты и различия в сказках разных жанров

Разминка

Продолжите устойчивые сказочные формулы:

  1. Утро вечера…
  2. Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила…
  3. Что ты воротился невесел…
  4. Сказка ложь...

Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»

Сказки о животных считаются самыми древними: они связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – зверолова и охотника. Сюжет часто строится на повторении эпизодов. В сказках о животных человек обычно не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только речью, но и человеческими качествами. Обычно лиса хитрая, баран глупый, заяц трусливый.

 

Русская народная сказка «Журавль и цапля» построена в форме диалога. Она начинается с присказки: «Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала. Это присказка, а сказка вот какая».

 

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля» Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля»

После присказки следует зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля».

 

Просторечные слова и выражения подчеркивают то, что сказка создана и передается из уст в уста народом: «по сю пору», «тяп-тяп», «выдь за меня замуж», «несолого похлебав» (ни с чем).

Содержание сказки строится на повторе одних и тех же действий: один из героев предлагает другому жениться, тот отказывается, но передумав, сам идет с предложением, однако получает отказ. Это создает комический эффект. Народ смеется и над нерешительным журавлем, и над капризной цаплей, которая не может понять, что же ей нужно. Упрямство, высокомерие, принципиальность осуждаются народом.


  1. Какой недостаток высмеивается в сказке?
  2. Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?
  3. Подумайте, чем эта сказка отличается от волшебной и в чем ее сходство с ней.


Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»

В мире бытовых сказок все реалистично. Герои: хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп. Им приходится рассчитывать не на волшебных помощников, а на свой ум и смекалку.

 

Бытовые сказки кратки. В их сюжете обычно лежит один эпизод, события быстро развиваются. В. Г. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

 

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель» Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель»

В сказке «Солдатская шинель» героями являются находчивый солдат и глуповатый барин. Солдат гораздо ближе к народу, поэтому он наделен положительной чертой – смекалкой. Барин же, который не понимает, почему ему не спится на солдатской шинели, высмеивается.

 

Присказки и зачина в этой сказке нет, но есть яркая концовка, которая напоминает пословицу: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!» Концовка отражает жизнь народа: как и солдат, он трудится, не жалея сил, и способен выдержать любые испытания.


  1. Каких героев и какие качества в этой сказке народ одобряет, а какие высмеивает?
  2. В чем заключается основная мысль сказки?


 

Таким образом, в сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали, добре и зле. Сочинителем сказок был народ, который и передавал их через поколения. Многие русские писатели собирали и записывали сказки, пословицы, поговорки. Благодаря этому сказки дошли до нас. Собирали и записывали сказки А.Н. Афанасьев, А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Даль.

Предыдущий урок
Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Род имён существительных.

    Русский язык

  • Present Continuous. Утвердительная форма

    Английский язык

  • Глагол. Время глагола

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке