Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

Современная отечественная литература

03.08.2025
8696
0

Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

 

План урока

  • Слово об Ае эН
  • Рассказ «Как растут елочные шары, или моя встреча с дедом Морозом»

Цели урока

  • Знать биографию Аи эН, содержание рассказа «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом», определение «рассказ в рассказе»
  • Уметь анализировать художественный текст, выделять реальные и сказочные события повествования

Разминка

Установите соответствие между элементами композиции литературного произведения и их описанием.

 

Элементы композиции:

 

Элементы композиции

Описание

А

Кульминация

1

Напряженный момент

Б

Развитие действия

2

Знакомство с персонажами

В

Экспозиция

3

Основная часть, в которой происходит усиление конфликта

 

Слово об Ае эН 

Ая эН (род. в 1965 году) 

Рис. 1. Фотография Ая эН Рис. 1. Фотография Ая эН

Ая эН (настоящее имя – Ирина Борисовна Крестьева) родилась в Тбилиси 28 ноября 1965 года. В школьные годы увлекалась хореографией, музыкой, рисованием, английским языком, литературой. Окончила хореографическое училище, отделение «Классическая хореография». Будущая писательница любила точные науки и в 1986 году окончила физический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «биофизика». Ая эН – кандидат физико-математических наук. Она работала в Институте физики РАН. И.Б. Крестева опубликовала более 35 научных статей.

 

В 1979 году ее поэма «О, Грузия, ты вся – как вдохновенье!» победила в республиканской олимпиаде и была опубликована в книге «Сочинения победителей Республиканской олимпиады школьников по литературе». Первые стихи и рассказы для детей она начала писать после рождения сына. Первую книгу «Есть ли жизнь на Кошмарсе?» опубликовала в 2001 году.

Осенью 2005 года Ая эН переехала вместе с мужем и сыном в Москву и стала сценаристом еженедельной телепередачи «Советы профессора Чайникова» на телеканале «Бибигон» (вышло 52 серии) и сценаристом телепередачи «Моя забавная физика» на канале «Радость моя» (вышло 36 серий). Одновременно с этим она редактором детских журналов, среди которых проект Э.Н. Успенского журнал «Чебурашка».

 

С 2010 года Ая эН работает главным редактором детских журналов в издательской группе «АСТ», а также является экспертом по детской и подростковой литературе от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В 2011 году писательница стала лауреатом Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру».


  1. Чем увлекалась Ая эН в детстве?
  2. После какого события Ая эН начинает писать для детей?


Рассказ «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

Рис. 2. Д.Ю. Лапшина. Иллюстрация к рассказу Ая эН «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». 2020 Рис. 2. Д.Ю. Лапшина. Иллюстрация к рассказу Ая эН «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». 2020

Произведение относится к жанру рассказа и повествует о чудесных событиях, которые происходят с четырёхлетней девочкой Лялькой и ее мамой. События читатель наблюдает от лица мамы, которая вынуждена отправиться в командировку на север, а её дочь с бабушкой отправляется на море. 

В метро Ляля и мама встречают девушку с русой косой, которая обещает исполнить желание девочки, кажущееся несбыточным: мама должна встретиться с дедом Морозом. Незнакомая девушка оказывается Снегурочкой, которая исполняет загаданное.

 

Будучи в командировке, мама снова встречает Снегурочку, которая приглашает героиню в гости, чтобы познакомить с дедушкой. На встрече с дедом Морозом Ая эН использует приём рассказ в рассказе: дед Мороз рассказывает героине историю о чудесном зайце, который ещё давным-давно начал «выращивать» ёлочные игрушки.


Рассказ в рассказе – построение композиции, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от лица одного из его героев. 


Реальные события в рассказе тесно переплетаются со фантастичными, волшебными.

 

Таблица 1. Реальные и фантастические события сказки Ая эН

 

Реальные события

Сказочные события

Поездка в метро; «клетчатая» бабушка; джинсы остались на месте, не превратившись в платье

Снегурочка появилась и растаяла

«А чем можете доказать, что вы настоящий дед Мороз?»

«Хлопнул в ладоши, на нем появились и валенки, и тулуп, и шапка, и даже посох»

Лялька засмеялась: «Ёлочные игрунки делают на фабрике. Никакого деда Мороза в природе не существует!»

Дед Мороз вспоминает про детство и рассказывает историю про зайчика

 

Произведение можно назвать сказочным рассказом. Сказочно и то, как создаются ёлочные игрушки: в реальности стеклянные игрушки выдуваются из стекла, серебрятся, затем их окрашивают и просушивают.

 

Ая эН создаёт особое детское и озорное произведение с помощью языка. Он прост, простроен на «игре слов», в основе которой лежит использование  омонимов.


Омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучания и написанию, но разные по значению.

 

Коса (причёска) – коса (сельскохозяйственный инструмент)

 

Лук (растение) – лук (оружие)


Пример языковой игры:

 

– Вот вы в газетку уткнулись, – завелась бабушка, – а я считаю, что детей надо пороть!

– Это вышедшие из моды кофточки надо пороть!

 

Автор использует слова пороть в соседних предложениях, но лексические значения у них разные:

 

Пороть – наказывать, причиняя физическую боль.

Пороть – разъединять по швам.

 

Неожиданное столкновение омонимов придает экспрессивность художественному тексту.

 

Ая эН показывает, что в обыденной жизни всегда есть место сказке и надо верить в волшебство, даже если детство давно закончилось. Писательница напоминает взрослым, что нельзя забывать о чудесах и учиться создавать их своими руками, чтобы подавать пример детям.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности композиции в произведении Ая эН?
  2. О чем напоминает писательница в своём произведении?


Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

 

План урока

  • Слово об Ае эН
  • Рассказ «Как растут елочные шары, или моя встреча с дедом Морозом»

Цели урока

  • Знать биографию Аи эН, содержание рассказа «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом», определение «рассказ в рассказе»
  • Уметь анализировать художественный текст, выделять реальные и сказочные события повествования

Разминка

Установите соответствие между элементами композиции литературного произведения и их описанием.

 

Элементы композиции:

 

Элементы композиции

Описание

А

Кульминация

1

Напряженный момент

Б

Развитие действия

2

Знакомство с персонажами

В

Экспозиция

3

Основная часть, в которой происходит усиление конфликта

 

Слово об Ае эН 

Ая эН (род. в 1965 году) 

Рис. 1. Фотография Ая эН Рис. 1. Фотография Ая эН

Ая эН (настоящее имя – Ирина Борисовна Крестьева) родилась в Тбилиси 28 ноября 1965 года. В школьные годы увлекалась хореографией, музыкой, рисованием, английским языком, литературой. Окончила хореографическое училище, отделение «Классическая хореография». Будущая писательница любила точные науки и в 1986 году окончила физический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «биофизика». Ая эН – кандидат физико-математических наук. Она работала в Институте физики РАН. И.Б. Крестева опубликовала более 35 научных статей.

 

В 1979 году ее поэма «О, Грузия, ты вся – как вдохновенье!» победила в республиканской олимпиаде и была опубликована в книге «Сочинения победителей Республиканской олимпиады школьников по литературе». Первые стихи и рассказы для детей она начала писать после рождения сына. Первую книгу «Есть ли жизнь на Кошмарсе?» опубликовала в 2001 году.

Осенью 2005 года Ая эН переехала вместе с мужем и сыном в Москву и стала сценаристом еженедельной телепередачи «Советы профессора Чайникова» на телеканале «Бибигон» (вышло 52 серии) и сценаристом телепередачи «Моя забавная физика» на канале «Радость моя» (вышло 36 серий). Одновременно с этим она редактором детских журналов, среди которых проект Э.Н. Успенского журнал «Чебурашка».

 

С 2010 года Ая эН работает главным редактором детских журналов в издательской группе «АСТ», а также является экспертом по детской и подростковой литературе от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В 2011 году писательница стала лауреатом Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру».


  1. Чем увлекалась Ая эН в детстве?
  2. После какого события Ая эН начинает писать для детей?


Рассказ «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

Рис. 2. Д.Ю. Лапшина. Иллюстрация к рассказу Ая эН «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». 2020 Рис. 2. Д.Ю. Лапшина. Иллюстрация к рассказу Ая эН «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом». 2020

Произведение относится к жанру рассказа и повествует о чудесных событиях, которые происходят с четырёхлетней девочкой Лялькой и ее мамой. События читатель наблюдает от лица мамы, которая вынуждена отправиться в командировку на север, а её дочь с бабушкой отправляется на море. 

В метро Ляля и мама встречают девушку с русой косой, которая обещает исполнить желание девочки, кажущееся несбыточным: мама должна встретиться с дедом Морозом. Незнакомая девушка оказывается Снегурочкой, которая исполняет загаданное.

 

Будучи в командировке, мама снова встречает Снегурочку, которая приглашает героиню в гости, чтобы познакомить с дедушкой. На встрече с дедом Морозом Ая эН использует приём рассказ в рассказе: дед Мороз рассказывает героине историю о чудесном зайце, который ещё давным-давно начал «выращивать» ёлочные игрушки.


Рассказ в рассказе – построение композиции, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от лица одного из его героев. 


Реальные события в рассказе тесно переплетаются со фантастичными, волшебными.

 

Таблица 1. Реальные и фантастические события сказки Ая эН

 

Реальные события

Сказочные события

Поездка в метро; «клетчатая» бабушка; джинсы остались на месте, не превратившись в платье

Снегурочка появилась и растаяла

«А чем можете доказать, что вы настоящий дед Мороз?»

«Хлопнул в ладоши, на нем появились и валенки, и тулуп, и шапка, и даже посох»

Лялька засмеялась: «Ёлочные игрунки делают на фабрике. Никакого деда Мороза в природе не существует!»

Дед Мороз вспоминает про детство и рассказывает историю про зайчика

 

Произведение можно назвать сказочным рассказом. Сказочно и то, как создаются ёлочные игрушки: в реальности стеклянные игрушки выдуваются из стекла, серебрятся, затем их окрашивают и просушивают.

 

Ая эН создаёт особое детское и озорное произведение с помощью языка. Он прост, простроен на «игре слов», в основе которой лежит использование  омонимов.


Омонимы – это слова одной части речи, одинаковые по звучания и написанию, но разные по значению.

 

Коса (причёска) – коса (сельскохозяйственный инструмент)

 

Лук (растение) – лук (оружие)


Пример языковой игры:

 

– Вот вы в газетку уткнулись, – завелась бабушка, – а я считаю, что детей надо пороть!

– Это вышедшие из моды кофточки надо пороть!

 

Автор использует слова пороть в соседних предложениях, но лексические значения у них разные:

 

Пороть – наказывать, причиняя физическую боль.

Пороть – разъединять по швам.

 

Неожиданное столкновение омонимов придает экспрессивность художественному тексту.

 

Ая эН показывает, что в обыденной жизни всегда есть место сказке и надо верить в волшебство, даже если детство давно закончилось. Писательница напоминает взрослым, что нельзя забывать о чудесах и учиться создавать их своими руками, чтобы подавать пример детям.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие особенности композиции в произведении Ая эН?
  2. О чем напоминает писательница в своём произведении?


Предыдущий урок
А.П. Платонов. «Никита»
Русская литература XX века
Следующий урок
Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке