Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Земля в Солнечной системе и во Вселенной

Земля во Вселенной

26.07.2024
3643
0

Земля в Солнечной системе и во Вселенной

План урока

  • Рассмотреть строение Солнечной системы
  • Изучить особенности орбитального и осевого вращения Земли
  • Изучить влияние Луны на Землю
  • Изучить размеры Земли

Цели урока

  • Знать определения понятий: орбита, ось, географический полюс, экватор, перигелий, афелий
  • Знать состав Солнечной системы
  • Знать особенности орбитального и осевого вращения Земли
  • Знать размеры Земли
  • Уметь анализировать информацию и делать выводы

Разминка

  • Перечислите доказательства шарообразности Земли, собранные Аристотелем.
  • Какие планеты вам известны?

Солнечная система состоит из множества объектов: расположенной в центре звезды — Солнца, вращающихся вокруг неё планет и их спутников, а так же астероидов и комет.

Солнечная система является частью галактики Млечный Путь, которая, в свою очередь, является частью Вселенной.

Рис. 1. Планеты Солнечной системы

Орбита — путь, который совершает Земля, обращаясь вокруг Солнца.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 9 минут. Среднее расстояние нашей планеты от звезды составляет 150 млн. км. Но в зависимости от участка орбиты оно может изменяться. Самое близкое расстояние Земли к Солнцу равно 147 млн. км (перигелий), а дальнее — 152 млн. км (афелий).

Рис. 2. Афелий и перигелий Земли

Земля совершает орбитальное и осевое движения.                                                                                 

Рис. 3. Осевое вращение Земли

 

Ось — воображаемая прямая, проходящая через центр планеты. 

Географический полюс — точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли. 

Экватор — воображаемая линия, проведённая по земной поверхности на равном расстоянии от полюсов.  

 

Если смотреть со стороны Северного полюса, Земля вращается вокруг оси против часовой стрелки и полный оборот совершает за 24 ч.

 

Земля имеет естественный спутник — Луну, находящуюся на расстоянии 384,4 тыс. км. Земля и Луна взаимно притягивают другу друга. Именно воздействием притяжения Луны обусловлены приливы и отливы на Земле.

 

Жители древних цивилизаций представляли Землю плоской, но более двух тысяч лет назад древнегреческие учёные пришли к выводу, что наша планета шарообразной формы. Сейчас в этом можно убедиться с помощью космических снимков.

Рис. 4. Размеры Земли

 

В настоящее время человек знает точные размеры Земли. Площадь поверхности равна 510 млн. км². Расстояние от центра Земли до экватора равно 6 378 км, а до полюсов — 6 357 км, поскольку из-за осевого вращения планета немного приплюснута у полюсов. Длина окружности экватора составляет 40 тыс. км.

 

Масса Земли позволяет силе притяжения удерживать на своей поверхности воду и газы атмосферы. Этот фактор вместе с оптимальным расстоянием от Солнца способствовали появлению жизни на нашей планете. Шарообразная форма Земли обуславливает неравномерность распределения солнечного света и тепла по её поверхности — закономерно уменьшается при движении от экватора к полюсам.

 

Интересно, что главным физическим доказательством вращения Земли вокруг оси служит опыт с качающимся маятником Фуко. После того как французский физик 
Ж. Фуко в 1851 г. в парижском Пантеоне осуществил свой знаменитый опыт, вращение Земли вокруг оси стало непреложной истиной.

Вывод

Земля — одна из восьми планет Солнечной системы. Наличие жизни на нашей планете обусловлено её оптимальным расстоянием от Солнца и силой притяжения, способной удерживать воду и атмосферу. Земля вращается вокруг Солнца по орбите, а также совершает оборот вокруг своей оси.

 


Контрольные вопросы

 

1. Какой по счёту планетой Солнечной системы является Земля?

2. Перечислите географические следствия шарообразной формы Земли.

3. В чём заключается уникальность Земли как планеты?


Следующий урок
Географические следствия орбитального движения Земли
Земля во Вселенной
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Басни И.А. Крылова

    Литература

  • Л\Р «Дрожжи» «Строение плесневых грибов»

    Биология

  • Многообразие и значение грибов

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке