Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Масштаб

Топография. Планы местности. Карта

18.01.2025
4760
0

Масштаб

План урока

  • Дать определение понятия «масштаб»
  • Изучить назначение масштаба
  • Изучить виды масштаба и способы перевода из одного в другой
  • Рассмотреть особенности выбора масштаба

Цели урока

  • Знать определение понятия «масштаб»
  • Знать, для чего нужен масштаб
  • Знать виды масштаба
  • Уметь переводить масштаб из численного в именованный и наоборот
  • Уметь выбирать масштаб

Разминка

  • Какие по размерам территории изображены на картах в вашем атласе?
  • Какое изображение поверхности Земли будет более подробным: топографический план или карта мира? Почему?

Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по сравнению с расстояниями на местности.

 

Невозможно изобразить географические объекты на плане или карте в натуральную величину. Ещё с древних времён люди создавали уменьшенные изображения поверхности, но величина уменьшения объектов была произвольной. Из-за этого планы были неточными, по ним сложно определялись расстояния. 

Использование масштаба позволяет сделать план более точным, поскольку все расстояния уменьшаются в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций.

Рис. 1. Линейный масштаб

На планах и картах, кроме численного и именованного масштабов, размещают и линейный. Он позволяет измерять расстояния на плане с помощью циркуля-измерителя. 

 

Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности  соответствуют  расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д. Отрезок слева от 0 разделён на пять равных частей (по 2 мм). Удобно пользоваться линейным масштабом для определения длины кривых линий дорог, рек.

 

Масштаб 1 : 100 означает, что изображение меньше изображаемого объекта в сто раз, а при масштабе 1 : 1 000 в тысячу раз. Чем больше число, показывающее уменьшение, тем мельче масштаб.  Чем меньше  число,  показывающее  уменьшение, тем крупнее масштаб.


Существует достаточно простой способ перевода масштаба из численного в именованный.

К примеру,  у нас есть масштаб 1 : 1 000 000. Если мы уберём пять последних нолей, то получим запись масштаба — в 1 см 10 км. Если же у нас в записи численного масштаба нет возможности убрать пять нолей, то убираем два ноля и получаем в записи именованного масштаба не километры, а метры. Например, масштаб 1 : 3 000 будет иметь запись — в 1 см 30 м.

Для перевода из именованного масштаба в численный необходимо прибавить два ноля, если в записи указаны метры, пять нолей — если километры.


Масштаб выбирают в зависимости от величины территории, которую надо  показать на плане. Например, необходимо изобразить участок размером 6 × 6 км. Масштаб «в 1 см 10 м» не годится, потому что это расстояние изображается линией в 600 см, т. е. в 6 м. Удобнее взять масштаб «в 1 см 300 м». Так расстояние в 6 км будет соответствовать линии в 20 см.

Вывод

Масштаб необходим для уменьшения изображения поверхности Земли на планах и картах с сохранением пропорций. Существуют три вида записи масштаба: численный, именованный и линейный. Выбор масштаба зависит от размеров картографируемой территории.


Контрольные вопросы

 

1. Масштаб плана 1 : 3 000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а) 10 см; б) 5 см; в) 2 см?

2. Скольким метрам или километрам на земной поверхности соответствует 1 см на карте при масштабе: а) 1 : 80 000; б) 1 : 20 000 000?

3. Какой масштаб мельче 1 : 5 000 или 1 : 5 000 000?


 

Ответы:

  1. А 300 м, б 150 м, в 60 м.
  2. А 800 м, б 200 км.
  3. 1 : 5 000 000.
Предыдущий урок
Географическая широта. Географическая долгота. Теория
Топография. Планы местности. Карта
Следующий урок
Глобус. Географическая карта
Топография. Планы местности. Карта
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Язык. Что мы знаем о русском языке

    Русский язык

  • Комбинаторные задачи

    Математика

  • Природа и люди Древней Индии. Индийские варны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке