Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Организм – биологическая система

Общие принципы

09.12.2024
4235
0

Организм — биологическая система

 

План урока

  • Понятие системы
  • Биологические системы

Цели урока

  • знать понятия: система, биологическая система
  • уметь давать определение системы, приводить примеры систем, характеризовать организм как биологическую систему

Вступление

Живые организмы, будь они одноклеточные или многоклеточные, очень сложно устроены. Но при этом их части работают слаженно, что обеспечивает все процессы жизнедеятельности. Что же может произойти, если в работе какого-нибудь органа живого организма произойдёт сбой или организм полностью его лишится?

Разминка

 

 

 

Рассмотрите рисунок; что произойдёт с цветами через несколько дней? Почему?

 

Понятие системы

 

В повседневной жизни мы часто слышим понятие «система». В наших домах и квартирах системы повсюду: водопроводная, канализационная, система энергоснабжения. Ежедневно мы пользуемся транспортной системой, информационной системой, образовательной системой, системами платежей и многими другими, а живём мы все в Солнечной системе. Что же общего между ними? Что такое система?

 

Происходит слово «система» от древнегреческого слова σύστημα (systema), в переводе на русский язык означающее «составленное». 

Рис. 1. Строение Солнечной системы

Рассмотрим строение системы на примере Солнечной (рис. 1). В её центре расположена главная звезда системы — Солнце. Вокруг на неё на значительных расстояниях друг от друга обращаются 8 планет со своими спутниками. Они движутся строго по своим путям — орбитам. Между планетами в комическом пространстве встречаются астероиды, космическая пыль, метеоры, кометы. Все они являются частями Солнечной системы.

Если какая-либо планета сойдёт со своей орбиты, то Солнечная система разрушится. 

Водопроводная городская система устроена сложно. Она обеспечивает подведение воды в каждую квартиру каждого многоэтажного дома. Забор воды производится из природного водоёма (реки, озера) и по системе насосов, через очистные сооружения, водонапорную башню под давлением поступает к потребителю (рис. 2). 

Рис. 2. Водопроводная городская система

Если какое-нибудь звено этой системы будет неисправным, то поступление качественной воды в квартиры будет невозможным.


Система — совокупность объектов, объединённых связями так, что они существуют (функционируют) как единое целое, приобретающее новые свойства, которые отсутствуют у этих объектов в отдельности.


Части системы, как правило, отличаются друг от друга по форме, размерам, выполняемым функциям. Но, образуя систему, они функционируют как единое целое.

 

Отдельный компонент любой системы сам является системой. Например, школа — часть образовательной системы, при этом школа сама является сложно устроенной системой с руководителем, учителями, учениками, инвентарём и пр. 

 

Знания, которые вы получаете в школе, — это тоже система. Ведь не изучив какую-либо тему, вы не получаете необходимые знания для понимания предмета в целом. Например, ученик не выучил тему «Корень», поэтому он не сможет понять, как минеральные вещества поступают в растение, а следовательно и процесс образования органических веществ в растении.

 

Биологические системы

 

Вы знаете, что клетка является наименьшей единицей живого организма. При этом клетка сама является сложно устроенной системой, ведь в ней множество компонентов: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Что произойдёт с клеткой, если она лишится цитоплазмы? В этом случае прекратится транспорт всех веществ по клетке, соответственно и синтез белков, жиров и углеводов, клетке не из чего будет строить свои части: она погибнет.

 

В многоклеточном организме органы объединяются в системы: пищеварительную, кровеносную, выделительную и прочие. Вместе они образуют организм. Их слаженная работа обеспечивает жизнедеятельность организма. Если какой-нибудь орган подвергается серьёзному заболеванию, это может сказаться на работе всего организма. Например, если страдают лёгкие, то в организм перестаёт поступать кислород, который необходим для выделения энергии. Лишившись энергии, все процессы жизнедеятельности прекращаются и организм погибает.

 

Рассмотрим другой пример. В листьях растений на свету образуются органические вещества, необходимые ему для жизни. Предположим, что дерево весной лишилось листьев и почек. Весь вегетационный период оно останется без питательных веществ, их запасы быстро исчерпаются и растение погибнет.


Контрольные вопросы

  1. Что понимается под системой?
  2. Какие системы вы знаете из жизни?
  3. Докажите, что организм — биологическая система.


Выводы

Системы состоят из отдельных частей, обеспечивающих её работу, при этом отдельно друг от друга они не могут выполнять эту функцию. Биологические системы представлены живыми организмами — как одноклеточными, так и многоклеточными. В живом организме обеспечивается слаженная работа его частей — органов и систем органов. 

Предыдущий урок
Ткани
Общие принципы
Следующий урок
Разнообразие живой природы. Царства живой природы
Общие принципы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Голосеменные растения. Многообразие голосеменных

    Биология

  • Wonderful nature. Прекрасная природа

    Английский язык

  • Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте. Жизнь египетского вельможи

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке