Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Методы исследования в биологии

Общие принципы

28.03.2024
2620
0

Методы исследования в биологии

 

План урока

  • Методы изучения биологии
  • Приборы и инструменты

Цели урока

  • знать методы исследования, применяемые в биологии (наблюдение, описание, эксперимент, измерение, моделирование); приборы и инструменты, применяемые для исследования в биологии
  • уметь характеризовать методы исследования (наблюдение, описание, эксперимент, измерение, моделирование), сравнивать методы исследования и обосновывать их применение

Вступление

Окружающий нас мир мы прежде всего воспринимаем через органы чувств. Однако познание живой природы только с их помощью невозможно. Учёные смогли заглянуть внутрь живой системы: для этого используются различные методы исследования, приборы и инструменты. Чем наблюдение отличается от эксперимента, в чём заключается метод моделирования и многое другое вы узнаете из данной темы.

Разминка

  • Люди каких профессий занимаются изучением живых организмов?
  • При помощи чего можно изучать живую природу?

 

Методы изучения биологии

 

С давних времён люди следили за окружающим миром: погодой, растениями и животными. Эти знания они применяли на охоте, для приручения диких животных или в садоводстве. 

 

Чтобы изучать природу вокруг себя, человек использует различные методы (от греч. методос — приём, способ). Главными из них считаются наблюдение, измерение и эксперимент

 

Рис. 1. Наблюдение

 

Наблюдение — метод исследования, при котором человек следит за всеми процессами, происходящими с наблюдаемым объектом. Человек не вмешивается в процессы, а лишь фиксирует результат. Фиксацию принято называть описанием . В ходе наблюдения человек использует все 5 органов 

чувств (рис. 1).

Рис. 2. Измерение

 

 

 

 

Измерение — оценивание величины опытным путём. С помощью измерения человек узнаёт вес предмета, размер, температуру и многое другое (рис. 2).

 

Рис. 3. Эксперимент

Эксперимент  (в переводе с латинского — проба, опыт) — метод исследования, при котором человек сам создаёт условия для проведения исследования. Обычно человек оказывает большое влияние на исследуемый предмет и процессы, происходящие с ним. Эксперимент может повторяться десятки раз, это и есть главные отличия эксперимента от наблюдения (рис. 3).

 

Существуют и другие, более современные методы исследования, например моделирование (от латинского модулюс — образец, мера). 

Рис. 4. Модель Трицератопса

Моделирование — изучение явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей — упрощённых объектов (рис. 4).

 

Самыми простыми примерами моделей являются глобус и географическая карта. В биологии часто используются 
модели — муляжи внутренних органов, скелета животных или человека. 

 

Всем известные математические графики и диаграммы также являются математическими моделями. 

 

Приборы и инструменты

 

Проводить исследования людям помогают различные приборы и инструменты. Каждый инструмент или прибор предназначен для чего-то определённого. Весы помогают измерять массу тела, линейка — размер тела, а с помощью термометра измеряют температуру. Это примеры самых простых инструментов для исследований. 

Рис. 5. Электронный микроскоп

 

Учёные используют более сложные приборы, например электронные микроскопы, дающие увеличение в миллионы раз (рис. 5).

 

С каждым годом учёные инженеры придумывают всё больше приборов и инструментов, чтобы мы с вами могли узнавать наш мир ещё лучше.


Контрольные вопросы

  1. Какие методы исследований вы знаете?
  2. В чём заключаются отличия наблюдения от эксперимента?
  3. Какие примеры моделей в обычной жизни вам известны?


Выводы

Человеку всегда было интересно узнать как можно больше об окружающем его мире. Используя различные инструменты и приборы для исследований, человек стал расширять свои знания об окружающем мире и находить ответы на свои вопросы.

Предыдущий урок
Общая характеристика грибов
Растения и грибы
Следующий урок
Устройство увеличительных приборов
Общие принципы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Nationalities. Национальности

    Английский язык

  • Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках

    Литература

  • Модальный глагол should (shouldn’t)

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке