Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Текст. Типы текстов.

Текст

03.12.2024
3297
0

Текст. Типы текстов

Цели урока

  • обобщить знания о текстах и типах текста
  • научиться определять тему, основную мысль и тип текста
  • выявить основные признаки текста, связь заглавия с темой и главной мыслью текста

Прочитайте записи. Определите, в какой из них даны слова, в какой — предложения, а в какой — связанные по смыслу предложения?

 

  1. Мечта, летать, хочу, я.
  2. У сороки есть прозвище — «белобока».
  3. Барсук — аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто.

Что такое предложение? Что вы можете сказать о записанных предложениях под номером 3?


Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

 

Текст — это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или более предложений, объединённых общей темой, связанных друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.


Что такое главная мысль текста?

Попробуйте определить главную мысль текста:

 

Все знают, как поют комары. Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». Сел — и сразу смолк. Почему? Да потому, что комары «поют» крыльями. Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать, и возникает высокий, пронзительный звук.


Главная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Тема текста — это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.

 

В этом тексте рассказывается о комарах. Значит, тема текста — комары. Главное, что хотел сказать автор: комары издают звук крыльями.


Какие бывают типы текста?


Выделяют три основных типа текста.

 

В тексте-описании рассказывается о внешнем виде человека, животного, говорится о признаках события, явления. По такому тексту можно нарисовать картинку, создать стоп-кадр. Чаще всего текст-описание отвечает на вопрос «какой?». 

 

Рассуждение — это тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений, событий.  В таких текстах встречаются слова «во-первых», «значит», «поэтому», «тогда», а к тексту можно задать вопрос «почему?».

 

Если в тексте сообщили, рассказали о событии, то это текст-повествование. Всю информацию можно представить в виде фильма. Прочитав такой текст, мы сможем ответить на вопросы «что?», «где?», «как?», «когда произошло?». 


Вспомни, какие основные части выделяют в тексте. Как составить план к тексту?


Части текста. План текста

Части текста зависят от его типа. Но традиционно выделяют три обязательные части: начало, основную, конец. 

Чтобы составить план к тексту, нужно выделить эти три части и озаглавить их. Записав заголовки по порядку, получим план текста.

Иногда составляют и более подробный план, в котором выделяют все смысловые моменты произведения, приключения и события, происходящие с героями.  Такой план используем на литературном чтении. 



Упражнение 1

 

Прочитайте. Определите типы текста.

Устно подберите заголовок к каждому тексту.


Упражнение 2

 

Прочитайте текст. Определите его тему.

 

Банановые пальмы — это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но всё-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава.


Упражнение 3

 

Выберите группу предложений, которую можно назвать текстом. Перепишите выбранный текст в тетрадь. Озаглавьте его.

 

  1. Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.
  2. Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.
  3. На поляне стояла стройная берёзка. Девочка читает книгу. Скоро наступит холодная зима.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны:

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Упражнение 2

 

Банановые пальмы — это трава.

 

Упражнение 3

 

Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.


Предыдущий урок
Учимся писать изложение.
Текст
Следующий урок
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Слова, которые не имеют окончания.
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

    Русский язык

  • Wild animals

    Английский язык

  • Фраза would like

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке