Умение понимать текст ‒ одно из центральных умений, которое должно быть сформировано в итоге изучения русского языка. В этом умении должно быть много осознанности: от навыков анализировать слова и предложения, до навыков выделения микротем каждого абзаца. Эти умения приводят к другому ценному навыку ‒ созданию собственного текста, в котором подбор средств осознан и продуман на каждом этапе. Данные умения проверяются на этапе сдачи ЕГЭ по русскому языка.
- Текст
- Типы речи
- Знать определение понятия “текст” и ключевые его составляющие
- Знать основные типы речи и их особенности
- Уметь выявлять языковые особенности каждого типа речи
- Уметь создавать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение)
Текст
Текст — это несколько предложений, объединённых грамматически и по смыслу.
Признаками текста являются связность, единство, целостность и завершённость. Текст ‒ связное, целостное и завершённое высказывание автора на какую-нибудь важную для него тему.
Текст состоит из сложных синтаксических целых ‒ групп предложений, имеющих микротемы, связанные с основной темой высказывания.
Графически текст делится на абзацы, чаще всего совпадающие с отдельными микротемами.
В тексте важно выявить главную мысль (идею, авторскую позицию). Это то, ради чего автор создаёт текст.
Основная мысль обычно становится ясна, если на основе темы выявить проблему текста.
Проблема текста ‒ это спорный вопрос, сомнения в рассуждениях автора, которые он пытается разрешить по ходу развития своей темы. Проблема текста может звучать как вопрос или как утвердительная конструкция, однако в ходе чтения важно найти ответ на авторский вопрос или разрешить авторское сомнение.
Читательский навык заключается именно в том, чтобы разобраться, что стало основной темой для автора текста, как автор видит проблему и её разрешение, а затем сформулировать трактовку авторской позиции и согласиться с ней или опровергнуть её.
Кроме содержательного анализа текста важно уметь выполнять анализ формы: именно форма нередко подсказывает основную идейную направленность текста.
Анализ формы текста может содержать:
- ключевые слова текста,
- лексические средства: эмоционально-окрашенные слова, тропы, слова с явной стилистической окраской,
- грамматические средства: средства связи предложений, риторические приёмы, типы речи и др.
Создание текста носит творческий характер, а в его понимании всегда будет субъективное начало, поэтому ни один анализ текста не может быть похож на другой, и даже в восприятии одной темы и проблемы разные люди будут видеть разные аспекты и оттенки.
Типы речи
Типы речи — функционально-смысловые разновидности текста. Их еще называют типами изложения: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных.
Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Чаще всего подразделяется на пейзаж, портрет, интерьер и содержит перечисление внешних свойств (формы, материала, места пребывания); может указывать и на внутренние (невидимые, предполагаемые) свойства.
Описание возможно в любом функциональном стиле речи, но нередко является не самостоятельным текстом, а частью, элементом текста с другим типом речи.
Композиция описания:
- общее представление о явлении, событии, предмете,
- отдельные признаки или детали,
- оценка автора.
Повествование — тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. В отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не (!) одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга.
Другими словами, это сюжетно-организованный текст, в центре которого ‒ динамика развития событий.
Описание возможно в любом функциональном стиле речи.
Композиция повествования:
- завязка ‒ начало сюжета,
- развитие действия,
- кульминация ‒ самый острый и напряжённый момент развития действия, после которого динамика снижается,
- развязка ‒ подведение итогов.
Повествование при этом может прерываться другими элементами текста ‒ отрывками описания или рассуждениями.
Рассуждение — тип текста, в котором при помощи аргументов доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий. Имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль.
Характерно для научного и публицистического стилей.
Композиция рассуждения:
- тезис ‒ поставленная проблема,
- аргументы ‒ доказательства, обоснование тезиса,
- выводы.
Художественный стиль свободно пользуется всеми тремя типами речи.
Текст, в котором используются все три типа речи и в котором при этом создаётся смысловое и формальное единство, называется контаминированным (смешанным). Подобное смешение в большинстве случаев наиболее полно раскрывает авторскую позицию и идею текста (например, в рассуждении сформулирован ключевой вопрос или в описании скрывается эмоциональная оценка автора).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию “текст”.
2. В чём различия темы, проблемы и основной мысли текста?
3. Укажите специфические ключевые особенности каждого типа речи.