Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глобальная продовольственная проблема

Глобальные проблемы человечества

23.11.2024
2941
0

Глобальная продовольственная проблема

План урока

  • Рассмотреть классификацию продовольствия и структуру потребления продовольствия в мире
  • Изучить факторы, обострившие продовольственную проблему во второй половине ХХ в.
  • Изучить географию сытости и голода
  • Рассмотреть сценарии преодоления продовольственной проблемы

Цели урока

  • Знать классификацию продовольствия и структуру потребления продовольствия в мире
  • Знать факторы, способствовавшие обострению продовольственной проблемы во второй половине ХХ в.
  • Знать пояса сытости и голода в мире
  • Уметь приводить аргументы в пользу того или иного сценария преодоления продовольственной проблемы

Разминка

  • Как продовольственная проблема связана с экологической и проблемой демилитаризации?
  • Какие действия предпринимает ООН для решения продовольственной проблемы?

Наша планета способна прокормить 10–15 млрд человек. На протяжении всей истории человечества наблюдалась нехватка продовольствия, но в глобальную проблему она оформилось во второй половине ХХ в. Несмотря на постоянный рост производства продовольствия, численность голодающего населения не уменьшается и составляет примерно 1 млрд чел.

 

Классификации продовольствия

Несмотря на рост доли промышленного продовольствия, основная часть мирового населения (в частности жители развивающихся стран) потребляет естественное и культивируемое продовольствие.

 

Современное культивируемое и промышленное продовольствие значительно отличается от естественного, поскольку для его производства активно используются химические удобрения, антибиотики, гормоны и т. д. Достижения современной науки позволяют увеличивать количество производимой продукции, но её качество и безопасность оставляет сомнения.

 

Структура потребления продовольствия в мире

Факторы, в результате которых во второй половине ХХ в. обострилась продовольственная проблема:

  • быстрый рост населения;
  • бурная урбанизация и отток сельского населения в города;
  • неэффективное сельское хозяйство;
  • переориентация многих развивающихся стран на добычу полезных ископаемых;
  • экспорт аграрной продукции;
  • нехватка пригодных для ведения сельского хозяйства земель;
  • дефицит пресной воды;
  • рост цен на продовольствие на мировом рынке.

На количество пищи, необходимой для нормальной жизни человека, влияют его возраст, пол, характер и условия жизни.

Медицинской нормой считается получение 2 800 килокалорий (ккал) в день, недоедание — не более 1 800 ккал/день, а голод — 1 000 и менее ккал/день.

Рис. 1. Карта голода (по данным ФАО, 2015 г.) с указанием доли недоедающих в %

Доля регионов мира в населении и потреблении продовольствия 
в начале XXI в.

 

таблица

 

Сценарии решения продовольственной проблемы:

  1. Снижение темпов роста населения.
  2. Увеличение объёмов производства продовольствия.
  3. Увеличение объёмов производства продовольствия при сохранении высоких темпов роста населения.
  4. Увеличение объёмов производства продовольствия при снижении темпов роста населения.

Пути наращивания производства продовольствия:

  • экстенсивный — расширение площади обрабатываемых земель и пастбищ, поголовья скота;
  • интенсивный — существенное повышение продуктивности имеющихся сельскохозяйственных угодий / поголовья скота за счёт введения высокоурожайных сортов/пород, новых методов обработки почвы, развития механизации, химизации и мелиорации.

Вывод

 

Продовольственная проблема тесно связана с проблемой преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран. Нехватка продовольствия в этих государствах является источником социальной и политической нестабильности во всём мире. В настоящее время можно выделить пояса сытости и голода. Развитые страны потребляют 3/4 всего продовольствия, при этом имея 15 % мирового населения. Главный путь преодоления продовольственной проблемы — интенсивный — повышение продуктивности имеющихся сельскохозяйственных угодий.


Контрольные вопросы

 

1. Какие изменения могут произойти в мировой географии сытости и голода? Почему?

2. В каких регионах мира проводилась «зелёная революция»?

3. Какой сценарий преодоления продовольственной проблемы наиболее эффективен? Ответ обоснуйте.


 

Предыдущий урок
Проблема демилитаризации и сохранения мира
Глобальные проблемы человечества
Следующий урок
Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие
Зарубежная Азия
Поделиться:
  • Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла

    Геометрия

  • Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы

    История

  • Объём шара

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке