Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Центрально-Чернозёмный район

Центральная Россия

10.12.2024
4444
0

Центрально-Чернозёмный район

План урока

  • Рассмотреть этапы развития Центрально-Чернозёмного района
  • Изучить особенности территориальной структуры района
  • Выявить особенности главных городов района

Цели урока

  • Знать историю формирования Центрально-Чернозёмного района
  • Уметь выявлять особенности территориальной структуры района
  • Знать особенности главных городов района

Разминка

  • Вспомните из уроков истории, в какой период и по какой причине территория Центрального Черноземья называлась Дикое поле?
  • Какие важные сражения Великой Отечественной Войны происходили на территории района?

 

Центрально-Чернозёмный район входит в состав Центральной России и расположен преимущественно в степной зоне, что определяет его сельскохозяйственную  специализацию. Здесь же расположен центр садоводства в городе Мичуринск. Развитие промышленности началось в XX в. на основе собственных ресурсов района. 


Этапы развития района

 

X–XI вв. — заселение территории славянами. 

Середина XVII в. — строительство укреплённых линий для защиты от монгольского нашествия (Белгородская черта с опорой на 25 городов). 

Конец XVII в. — строительство Изюмской черты на 100 вёрст южнее Белгородской. 

XVIII в. — массовое заселение края служилыми людьми. 

XVIII–XIX вв. — становление Центрального Черноземья в качестве главной продовольственной базы (преимущественно зерновой) страны. 

Конец XIX в. — снижение доходности сельского хозяйства (из-за освоения Новороссии), миграционный отток населения. Ухудшение состояния почв (эрозия) в результате расширения площади пахотных земель. 

Начало XX в. — внедрение в сельское хозяйство сахарной свёклы (повышение доходности); развитие пищевой промышленности. 

Разведка месторождений Курской магнитной аномалии, развитие чёрной металлургии (Липецк, Старый Оскол), атомной электроэнергетики (Курская и Нововоронежская АЭС). 

 

Особенности территориальной структуры и городов района

 

Район имеет решётчатую территориальную структуру: железнодорожные магистрали пересекают район с севера на юг и с запада на восток, а крупные города занимают ключевое положение в узлах.  

 

Основные железнодорожные магистрали района: 

  • Орёл – Курск – Белгород – Харьков (меридиональная);
  • Кашира – Ефремов – Елец – Старый Оскол (меридиональная);
  • Рязань – Воронеж – Ростов-на-Дону (меридиональная);
  • Брянск – Орёл – Елец – Липецк – Волгоград (широтная);
  • Курск – Воронеж (широтная).

 

Города района (см. рис. 1): 

  • Воронеж — крупнейший город района (миллионер), основанный в 1586 г. Специализация: машиностроение (производство самолётов, экскаваторов, механических прессов, кинескопов, телевизоров).
  • Курск — основан в 1032 году. Центр машиностроения и химической промышленности. Крупный транспортный узел.
  • Липецк — основан в 1703 году, второй по численности населения город в районе. Центр чёрной металлургии.

Рис. 1. Центрально-Чернозёмный район

Вывод

ЭГП Центрально-Чернозёмного района претерпевало кардинальные изменения в течение истории (от пограничного к глубинному и обратно). Специализация хозяйства района обусловлена собственными природными ресурсами — железными рудами (КМА) и чернозёмными почвами. Основными проблемами района являются эрозия почв (образование оврагов) и загрязнение воздуха отходами тяжёлой промышленности.


Контрольные вопросы 

  1. Чем отличаются территориальные структуры Центрального и Центрально-Чернозёмного районов?
  2. Оцените ЭГП Центрально-Чернозёмного района. Насколько оно выгодно?
  3. В чём причина отличия хозяйства Центрального и  Центрально-Чернозёмного районов?

Предыдущий урок
Волго-Вятский район
Центральная Россия
Следующий урок
Хозяйство Центрального района. Москва — столица России
Центральная Россия
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • М.Ю. Лермонтов. Тема любви. Тема родины. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»

    Литература

  • Неклеточные формы жизни: вирусы

    Биология

  • Моделирование как метод познания

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке