- Пользовательский интерфейс и его разновидности
- Основные элементы графического интерфейса
- Организация индивидуального информационного пространства
- знать определения: пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, информационный ресурс
- знать основные элементы графического интерфейса
- уметь формировать индивидуальное информационное пространство пользователя
Одной из основных характеристик любой программы является удобство её взаимодействия с пользователем. Программисты учитывают это и стараются разработать такое программное обеспечение, которое будет наглядным, удобным и простым в использовании. Важную роль отводят интерфейсу — различным средствам, обеспечивающим пользователю помощь в управлении компьютером.
Пользовательский интерфейс и его разновидности
Пользовательским интерфейсом называют множество средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Существуют различные варианты пользовательских интерфейсов:
- командный интерфейс;
- графический интерфейс;
- объектно-ориентированный графический интерфейс;
- дружественный интерфейс.

Компьютеры, работающие только с числами и символами, реализовали командный интерфейс. Основной особенностью этого интерфейса является вывод командной строки для ввода команд пользователя с клавиатуры (рис. 1).
Командный интерфейс может быть использован и в настоящее время по следующим причинам:
- небольшой расход памяти по сравнению с системой меню;
- быстрый поиск нужной команды;
- специалисты могут повысить эффективность работы компьютера, записав правильную последовательность команд и сохранив её как исполняемый файл.
Графический интерфейс обеспечивает взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню.

- объекты представлены в виде значков, нажатие на которые с помощью манипулятора «мышь» приводит их к активизации (рис. 2);

- оперирование объектами происходит в окнах (рис. 3);
- манипуляторы позволяют осуществлять аппаратное управление;
- меню — программное управление.

Например, компьютерный объект — принтер CanonPixma G1411 — имеет такие свойства, как скорость печати, цветность, доступ (общий или локальный). Пользователь с помощью него может настроить печать, приостановить печать, изменить параметры доступа
и т. д. Его графическое обозначение изображено на рисунке 4.

удобным — с помощью неё пользователь может открывать файлы и каталоги (папки) или активизировать другие команды (рис. 5).
А небольшой графический объект, перемещающийся по экрану компьютера при движении мыши, называется указателем мыши.

Управляя указателем мыши, пользователь может выполнять одиночные или двойные щелчки как левой кнопкой мыши, так и правой, на элементах графического интерфейса. Также указатель мыши может помочь в перетаскивании элемента.
Указатель мыши, как правило, имеет вид стрелки, однако, существуют и другие (рис. 6).
Основные приёмы управления с помощью мыши:
- щелчок — быстрое нажатие и отпускание основной кнопки мыши. Чаще всего основной является левая кнопка (для правшей);
- двойной щелчок — два щелчка, быстро следующих друг за другом. Открывает файл или запускает программу;
- щелчок правой кнопкой мыши — открывает контекстное меню, относящееся к экранному объекту (меню содержит действия, которые можно выполнить с документом);
- перетаскивание — помогает перемещать, копировать объекты;
- протягивание — изменяет формы и размеры экранного объекта;
- наведение указателя мыши на значок объекта — приём, вызывающий всплывающую подсказку, которая содержит краткую информацию об объекте.
Простота и понятность объектно-ориентированного графического интерфейса обусловлена реализацией аналогии с привычными человеку прямым манипулированием объектами и визуализацией результатов действий и операций.
Под дружественным интерфейсом понимают интерфейс, обеспечивающий пользователям наиболее удобные способы взаимодействия человека с компьютером (простота в расположении элементов управления, цветовая гамма, форма объектов и т. д.)
Основные элементы графического интерфейса
Основными элементами графического интерфейса являются окна и меню (рис. 7), (рис. 8).



Значки — небольшие рисунки программ, файлов, папок.
Для упрощения доступа с рабочего стола создают ярлыки файлов и программ.

Особенностью ярлыка является стрелка на его изображении. Двойной щелчок по ярлыку запускает объект. Удаляя ярлык, пользователь не может удалить сам объект. В свойствах ярлыка указывается размещение объекта, на который он ссылается.
Панель задач — горизонтальная полоса, расположенная в нижней части экрана.
Панель задач состоит из основных частей:
- кнопка Пуск (ОС Windows), открывающая Главное меню;
- панель быстрого запуска, позволяющая запустить программу одним нажатием кнопки мыши;
- средняя часть, которая отображает открытые программы и документы;
- область уведомлений, в которой находятся часы и значки.


Каждое приложение имеет главное окно. В ходе работы с приложением могут открываться дополнительные, подчинённые, окна.



Организация индивидуального информационного пространства
Когда пользователь работает на компьютере, он формирует своё информационное пространство.
Информационные ресурсы — совокупность всей информации, которая накоплена человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности.
Пользователь может не только использовать созданные другими людьми информационные ресурсы, но и сделать доступными для других результаты своего труда.
Информационное пространство пользователя — это информационные ресурсы, которые доступны пользователю.
Формирование индивидуального информационного пространства:
- установка программного обеспечения на персональный компьютер;
- создание текстовых, графических и других документов;
- перенос (копирование) на свой компьютер фотографий, фильмов, текстов, музыки;
- сохранение на своём компьютере ссылок на сетевые ресурсы.
Контрольные вопросы
1. Что такое пользовательский интерфейс? Назовите его виды.
2. В чём суть графического и объектно-ориентированного интерфейса?
3. Опишите функции манипулятора мышь.
4. Перечислите основные элементы графического интерфейса.
5. Что такое ярлык? Чем он отличается от обычного значка?
6. В каких программах и приложениям можно встретить диалоговое окно?
7. Опишите суть информационного пространства.