Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 7 класс
  • География
  • Как люди открывали и изучали Землю. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды

Конспект урока: Как люди открывали и изучали Землю. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды

Развитие географических знаний о Земле

14.02.2025
2689
0

Как люди открывали и изучали Землю

План урока

  • Зарождение науки география
  • География в период раннего Средневековья
  • Великие географические открытия — золотой век географии
  • Исследовательский период в науке

Цели урока

  • Знать основные этапы освоения мира
  • Уметь приводить примеры вклада отдельных учёных и мореплавателей в развитие науки

Вступление

Человек существует на Земле тысячи лет. Но до сих пор есть участки, куда не ступала нога людей. Знания о нашей планете и её природе накапливались очень долго. Учёные-географы, отважные землепроходцы и любознательные купцы по крупинкам создавали картину современного мира.

 

Учёные рисовали карты, делали описания новых земель и проживающих там людей. Часто картинки были приукрашены, иногда примитивны, но всегда вызывали интерес пытливых умов.

 

Сейчас мы можем взглянуть на Землю из космоса. Огромная планета с первым полётом в космос словно уменьшилась в размерах. Теперь у нас есть возможность быстро попасть в любую её точку, мгновенно получить информацию о природных явлениях и процессах. 

 

Но так было далеко не всегда. Давайте разберёмся, как люди открывали и изучали Землю.

Рис. 1. Одна из карт Древнего мира

Первые географические знания можно найти у народов Древнего Востока. Жители Месопотамии, Персии, Финикии, Египта занимались сельским хозяйством, торговлей, часто воевали. Это помогало накоплению знаний об окружающем мире. Пересекая пустыни и плавая по морям, люди научились находить путь по небесным светилам. Древние учёные Месопотамии разделили год на 12 месяцев, а сутки на 24 часа. Отсюда пошёл наш календарь.

 

Уже за 40 веков до нашей эры египтяне плавали по Средиземному морю, отправляли экспедиции в Центральную Африку. Смелые финикийцы выходили через Средиземное море в Атлантический океан, первыми совершили плавание вокруг Африки.


Рассмотрите карту, найдите на ней знакомые объекты.


Географические знания были существенно расширены мыслителями Древней ГрецииГеродот — древнегреческий учёный, историк и путешественник — оставил нам классический памятник античной науки, известный под названием «История в девяти книгах».

 

Уже во времена Геродота учёные Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты, выделяя три пояса, различающиеся климатическими условиями: северный, южный и средний.

 

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель в результате длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришёл к выводу, что Земля должна иметь форму шара. 

 

А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III–II вв. до н. э. вычислил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, написал книгу, в которой выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Труд получил название «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. 

 

В период раннего Средневековья было совершено много географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли хозяйничали в Индийском океане. Арабы основали колонии в восточной Африке, плавали в Китай и Индию.

 

В XI в. норманны достигли берегов Северной Америки, а новгородцы плавали по Северному Ледовитому океану, достигая берегов острова Шпицберген, заходя в устье реки Обь.

 

Значительно расширились знания европейцев о мире благодаря путешествиям на восток венецианских купцов. Марко Поло описал огромный азиатский мир, до этого неизвестный европейцам: природа Памира, чудеса Китая, муссоны Индии. Во второй половине XV в. тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие, которое затем описал в книге «Хождение за три моря».

 

Расцвет торговли и мореплавания связан с эпохой Великих географических открытий. Европейцы (португальцы и испанцы) начали искать путь к богатствам Индии.

 

Португальцы достигли мыса Доброй Надежды на юге Африки. А Христофор Колумб избрал путь на запад и в конце 1492 года привёл испанскую экспедицию к неизвестным землям. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

 

Спустя несколько лет Васко да Гама, обогнув Африку, достиг берегов Индии. А в 1519 г. началось первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана.

 

Значение эпохи Великих географических открытий неизмеримо. Люди узнали о размерах планеты, доказали практическим путём её шарообразность, обнаружили, что океан — это единое целое. Имена землепроходцев и путешественников увековечены на картах всех материков и океанов. География стала одной из важнейших наук, ведь она смогла ответить на вопросы «что?» и «где?».

 

Во второй половине XVII–XVIII вв. география всё чаще стала отвечать на вопросы исследовательского характера: «почему?», «как?». По-прежнему продолжали наполняться карты отдельных частей света.

 

В XVIII веке в России был подготовлен целый ряд экспедиций под общим названием Великая Северная экспедиция. Это был проект Петра I, в результате которого исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии. Отряды землепроходцев достигли берегов Северной Америки.

 

Михаил Васильевич Ломоносов на основе результатов этой экспедиции в 1760-е годы разработал проект прохода Сибирским океаном в восточную Индию.

 

Выдающийся английский мореплаватель Джеймс Кук внёс большой вклад по изучению неизведанных тогда частей Тихого океана. Он открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Суровые погодные условия помешали ему проникнуть за Южный полярный круг.

 

Многочисленные экспедиции XVIII–XIX и начала XX вв. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

 

Современная географическая наука использует новейшие методы изучения. Из справочно-описательной науки она превратилась в науку, которая объясняет особенности планеты Земля. 


Контрольные вопросы:

 

1. В какой стране проживал «отец географии»?

2. Приведите примеры значения первого кругосветного плавания с точки зрения географии.

3. Какие три материка были открыты последними? Дайте их названия и последовательность открытия.

4. Как на картах подписан океан, который М. В. Ломоносов назвал Сибирским?


Предыдущий урок
Численность населения Земли. Размещение населения Народы и религии мира Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население
Население Земли и мира
Следующий урок
Природные зоны. Население. Страны материка
Северная Америка
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Нарастание социальных противоречий. Причины и начало Первой российской революции

    История

  • Здоровье человека и здоровый образ жизни

    Биология

  • Устная и письменная речь. Предложение

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке