Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 7 класс
  • География
  • Как люди открывали и изучали Землю. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды

Конспект урока: Как люди открывали и изучали Землю. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды

Развитие географических знаний о Земле

25.04.2024
1788
0

Как люди открывали и изучали Землю

План урока

  • Зарождение науки география
  • География в период раннего Средневековья
  • Великие географические открытия — золотой век географии
  • Исследовательский период в науке

Цели урока

  • Знать основные этапы освоения мира
  • Уметь приводить примеры вклада отдельных учёных и мореплавателей в развитие науки

Вступление

Человек существует на Земле тысячи лет. Но до сих пор есть участки, куда не ступала нога людей. Знания о нашей планете и её природе накапливались очень долго. Учёные-географы, отважные землепроходцы и любознательные купцы по крупинкам создавали картину современного мира.

 

Учёные рисовали карты, делали описания новых земель и проживающих там людей. Часто картинки были приукрашены, иногда примитивны, но всегда вызывали интерес пытливых умов.

 

Сейчас мы можем взглянуть на Землю из космоса. Огромная планета с первым полётом в космос словно уменьшилась в размерах. Теперь у нас есть возможность быстро попасть в любую её точку, мгновенно получить информацию о природных явлениях и процессах. 

 

Но так было далеко не всегда. Давайте разберёмся, как люди открывали и изучали Землю.

Рис. 1. Одна из карт Древнего мира

Первые географические знания можно найти у народов Древнего Востока. Жители Месопотамии, Персии, Финикии, Египта занимались сельским хозяйством, торговлей, часто воевали. Это помогало накоплению знаний об окружающем мире. Пересекая пустыни и плавая по морям, люди научились находить путь по небесным светилам. Древние учёные Месопотамии разделили год на 12 месяцев, а сутки на 24 часа. Отсюда пошёл наш календарь.

 

Уже за 40 веков до нашей эры египтяне плавали по Средиземному морю, отправляли экспедиции в Центральную Африку. Смелые финикийцы выходили через Средиземное море в Атлантический океан, первыми совершили плавание вокруг Африки.


Рассмотрите карту, найдите на ней знакомые объекты.


Географические знания были существенно расширены мыслителями Древней ГрецииГеродот — древнегреческий учёный, историк и путешественник — оставил нам классический памятник античной науки, известный под названием «История в девяти книгах».

 

Уже во времена Геродота учёные Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты, выделяя три пояса, различающиеся климатическими условиями: северный, южный и средний.

 

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель в результате длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришёл к выводу, что Земля должна иметь форму шара. 

 

А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III–II вв. до н. э. вычислил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, написал книгу, в которой выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Труд получил название «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. 

 

В период раннего Средневековья, несмотря на восстания рабов, было совершено много географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли хозяйничали в Индийском океане. Арабы основали колонии в восточной Африке, плавали в Китай и Индию.

 

В XI в. норманны достигли берегов Северной Америки, а новгородцы плавали по Северному Ледовитому океану, достигая берегов острова Шпицберген, заходя в устье реки Обь.

 

Значительно расширились знания европейцев о мире благодаря путешествиям на восток венецианских купцов. Марко Поло описал огромный азиатский мир, до этого неизвестный европейцам: природа Памира, чудеса Китая, муссоны Индии. Во второй половине XV в. тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие, которое затем описал в книге «Хождение за три моря».

 

Расцвет торговли и мореплавания связан с эпохой Великих географических открытий. Европейцы (португальцы и испанцы) начали искать путь к богатствам Индии.

 

Португальцы достигли мыса Доброй Надежды на юге Африки. А Христофор Колумб избрал путь на запад и в конце 1492 года привёл испанскую экспедицию к неизвестным землям. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

 

Спустя несколько лет Васко да Гама, обогнув Африку, достиг берегов Индии. А в 1519 г. началось первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана.

 

Значение эпохи Великих географических открытий неизмеримо. Люди узнали о размерах планеты, доказали практическим путём её шарообразность, обнаружили, что океан — это единое целое. Имена землепроходцев и путешественников увековечены на картах всех материков и океанов. География стала одной из важнейших наук, ведь она смогла ответить на вопросы «что?» и «где?».

 

Во второй половине XVII–XVIII вв. география всё чаще стала отвечать на вопросы исследовательского характера: «почему?», «как?». По-прежнему продолжали наполняться карты отдельных частей света.

 

В XVIII веке в России был подготовлен целый ряд экспедиций под общим названием Великая Северная экспедиция. Это был проект Петра I, в результате которого исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии. Отряды землепроходцев достигли берегов Северной Америки.

 

Михаил Васильевич Ломоносов на основе результатов этой экспедиции в 1760-е годы разработал проект прохода Сибирским океаном в восточную Индию.

 

Выдающийся английский мореплаватель Джеймс Кук внёс большой вклад по изучению неизведанных тогда частей Тихого океана. Он открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Суровые погодные условия помешали ему проникнуть за Южный полярный круг.

 

Многочисленные экспедиции XVIII–XIX и начала XX вв. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

 

Современная географическая наука использует новейшие методы изучения. Из справочно-описательной науки она превратилась в науку, которая объясняет особенности планеты Земля. 


Контрольные вопросы:

 

1. В какой стране проживал «отец географии»?

2. Приведите примеры значения первого кругосветного плавания с точки зрения географии.

3. Какие три материка были открыты последними? Дайте их названия и последовательность открытия.

4. Как на картах подписан океан, который М. В. Ломоносов назвал Сибирским?


Предыдущий урок
Население. Страны востока материка. Страны Анд
Южная Америка
Следующий урок
Численность населения Земли. Размещение населения Народы и религии мира Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население
Население Земли и мира
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

    Алгебра

  • Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

    История

  • Мы — многонациональный народ

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке