Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Слово как единица языка. Стилистическая окраска слова. Группы лексики

Лексика и фразеология

09.12.2024
1810
0

Слово как единица языка. Стилистическая окраска слова. Группы лексики

 

На прошлом уроке вы вспомнили понятия, связанные с текстом, и научились писать сочинение. Сегодня мы будем говорить о словарном составе русского языка.

 

План урока

  • Лексика и изменения в лексическом составе языка
  • Лексикология и лексическое значение слова
  • Лексика и словари
  • Группы слов в русском языке
  • Роль богатого словарного запаса в жизни человека

Цели урока

  • Знать: ключевые термины, виды значения слова, группы лексики
  • Уметь: определять значение слова, приводить примеры к различным группам лексики

 

Вы уже знаете, что слово является основной единицей русского языка. Все слова языка образуют его словарный состав – лексику (от греч. lexis – «слово»). Словарный состав языка постоянно меняется. Какие-то слова исчезают, потому что, например, перестаёт существовать предмет, который обозначало это слово. Появляются новые слова, чтобы назвать новые предметы, действия, признаки. 

 


Лексикология — раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.


 

Лексическое значение слова – то, что оно обозначает. Лексические значения слов можно найти в толковых словарях.

 

Все слова русского языка непросто сосчитать и записать в словари. Самым большим словарём русского языка является 4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В. И. Да́лем. Он включает более 200 тысяч слов. Самый большой словарь русского литературного языка – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», который включает более 120 тысяч слов. Его создал коллектив учёных Института русского языка Академии наук СССР (1950 – 1965).

 

Все слова русского языка делятся на различные группы.

 

Слова, которые имеют одно лексическое значение, называют однозначными(троллейбус, бинокль, бирюза). Слова, которые имеют несколько лексических значе ний, называют многозначными
 

левая рука – часть теларука (мастера) – творческая манера
 

Если слово является многозначным, каждое его значение пишется в словарной статье под отдельным пунктом. 

 

Кроме прямого значения, слова могут иметь и переносное значение. 

 

Сравните примеры:

 

Каменное здание – здание, сделанное из камня – прямое значение. 

Каменное лицо – суровое, недоброе лицо – переносное значение.


В словаре переносное значение слова отмечается пометой перен.

 

Группы лексики

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (лук – оружие, лук – овощ, лук – образ). В словарях для каждого омонима существует отдельная статья.

 

Синонимы — слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (бегемот – кашалот, спать – дремать, красный – алый, кровавый, багряный и пр.).

 

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (добро – зло, говорить – молчать, теплый – прохладный).

Словарный запас

Для понимания собеседника в разговоре достаточно знать 4-5 тысяч слов, но для выразительной речи этого недостаточно.

 

Возможно, вы знаете Эллочку-людоедку – героиню романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». В своей речи она обходилась всего 30 словами: хо-хо!, жуть, парниша, подумаешь и др. Её образ стал нарицательным. А. С. Пушкин же в своих письмах и произведениях употребил более 21 тысячи слов! Конечно, нельзя быть уверенными в том, что он знал только эти слова. Такое богатство языка его произведений объясняется тем, например, что он применял выразительные средства, среди них – синонимы. Человека, сочиняющего стихи, он называл поэтом, пиитом, певцом, бардом, скальдом, стихотворцем, рифмачом, стиходеем и пр.

 

Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и разнообразнее его речь. Такой человек может более выразительно и точно выражать свои мысли, поэтому является хорошим собеседником. 

 

Чтение – один из способов пополнения словарного запаса. 


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое лексика и лексикология?
  2. Почему меняется словарный состав языка?
  3. Что такое лексическое значение слова? Приведите пример. Где мы можем найти лексическое значение слова?
  4. На какие группы делится лексика русского языка? Приведите примеры.
  5. Почему важно расширять свой словарный запас?


Предыдущий урок
Слово как единица языка. Стилистическая окраска слова. Группы лексики
Лексика и фразеология
Следующий урок
Разряды местоимений. Часть 3: отрицательные и неопределенные местоимения
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

    История

  • Ледники и многолетняя мерзлота

    География

  • Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке