Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Охрана растительного мира

Экология

12.12.2024
3692
0

Охрана растительного мира

 

Разминка

  • Что такое Красная книга?
  • Почему многие виды растений находятся под охраной?
  • Для нечего нужно охранять не только отдельные виды растений, но и природные сообщества в целом?

План урока

  • Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
  • Особо охраняемые природные территории
  • Красная книга

Цели урока

  • знать понятия: заповедник, национальный парк, памятник природы
  • уметь анализировать деятельность человека в природе и оценивать её последствия

 

Долгое время человек существовал в природе как её неотъемлемая часть, не причиняя ей вреда. Древние люди занимались собирательством и охотой с целью прокормиться, не беря из природы лишнего.

 

В последнее время из-за неразумной деятельности человека с лица Земли исчезли многие виды живых организмов, другие продолжают сокращать свой ареал, в том числе и растения. Какие меры в настоящее время принимает человечество для сохранения природы, рассмотрим в этой теме.

 

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

 

Каждый житель нашей прекрасной планеты должен нести ответственность за её здоровье, которое во многом зависит от растений. Ведь их роль в природе трудно переоценить.

 

Хозяйственная деятельность человека привела к неузнаваемому изменению природных ландшафтов. Человек для увеличения площадей под посевы уничтожал леса при помощи вырубки и огня. Это привело к значительному сокращению лесов. Так, некогда зелёный материк Австралия превратился в самый сухой материк на планете. При уничтожении лесов часто происходит разрастание пустынь, как в Африке и Азии.

 

Рис. 1. Панды, поедающие бамбук

К настоящему времени с лица Земли исчезло более 10 % всех видов растений, которые мы больше никогда не увидим. На грани исчезновения находятся 25 тыс. видов. А ведь растения являются для животных и пищей, и местом обитания. Поэтому изменение растительного мира влечёт за собой серьёзные изменения и в животном мире. Так, вырубка бамбуковых лесов в Китае привела к резкому сокращению популяции панд, потому что эти животные питаются только стеблями и листьями бамбука (рис. 1).

 

Норвегия стала первой страной в мире, запретившей вырубку леса, а также ввоз в страну товаров, для производства которых требуется уничтожение деревьев — древесины, пальмового масла и пр.

 

Работа фабрик и заводов оказывает негативное влияние на атмосферу, воду и почву, от чего, в свою очередь, страдают растения. Невозможно запретить человечеству вести хозяйственную деятельность, но нужно вести её разумно, используя природные ресурсы рационально и думая о следующих поколениях.

 

Развитые страны принимают законы, проводят различные мероприятия и акции, направленные на охрану окружающей природной среды.

 

Особо охраняемые природные территории

 

Для сохранения видового разнообразия целые растительные сообщества получают статус особо охраняемых природных территорий. Познакомимся с некоторыми из них.


Заповедники — территории, на которых полностью запрещена какая-либо хозяйственная деятельность. Доступ на территорию заповедника ограничен.


Национальные парки — территории, находящиеся под охраной, но в них разрешается организованный отдых и экскурсии.


Памятники природы — охраняемые природные объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, экологическое значение, например, участок леса, роща, отдельное дерево.


Рис. 2. Байкальский заповедник

В России существует около 13 тыс. охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного уровней. Крупнейшие заповедники в нашей стране: Большой Арктический, Командорский и остров Врангеля. Крупными также являются Баргузинский, Алтайский, Байкальский (рис. 2).

 

Красная книга

 

Сокращение численности видов растений заставило человечество задуматься о их сохранении. В 1948 году Международным союзом охраны природы начата работа по сбору редких и исчезающих видов живых организмов. В 1996 г. эти данные были опубликованы в Красной книге. В настоящее время существуют Красные книги в большинстве развитых стран. В России Красные книги выпущены и в некоторых отдельных областях.

 

Рис. 3. Продажа ландышей, занесённых в Красную книгу

Будущее нашей планеты, её облик и долголетие зависит от каждого из нас. Собирая букеты на лугу или в лесу, мы часто не задумываемся о сохранении растений в природе. Часто для получения минутной выгоды краснокнижные виды продают на рынке за копейки, особенно страдают ландыши, подснежники, пролески (рис. 3). Непотушенные костры являются причиной 90 % лесных пожаров, которые всё чаще и чаще охватывают огромные территории. Мы должны помнить, что человек — часть живой природы, поэтому нужно её сохранить не только для себя, но и для будущих поколений.


Контрольные вопросы

  1. Какие меры принимает человек для сохранения растительных сообществ?
  2. Чем заповедник отличается от национального парка?
  3. С какой целью создана Красная книга?


Выводы

Хозяйственная деятельность человека привела к сокращению численности и даже исчезновению многих видов растений с лица нашей планеты. В настоящее время принимаются меры по охране природы: создаются заповедники, национальные парки, памятники природы. Красная книга содержит сведения об охраняемых и исчезающих видах живых организмов.

Предыдущий урок
Корень. Корневые системы
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

    Литература

  • Делители и кратные. Признаки делимости

    Математика

  • Орфоэпия. Произношение имен существительных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке