Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Биология как наука. Методы научного познания

Общие принципы

26.04.2024
3134
0

Биология как наука. Методы научного познания

План урока

  • Краткая история развития биологии
  • Научное познание
  • Методы изучения биологии
  • Значение биологии

Цели урока

  • знать исторические факты развития биологии
  • уметь объяснять роль биологии в жизни человека, объяснять методы изучения биологии на примерах

Разминка

Вершиной древнекитайского научного знания в области биологии было разведение шелковичных червей и создании техники шелководства. Как вы думаете:

  • для каких наук это послужило основой развития?
  • какие методы научного познания здесь были использованы?

 


Биология — наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.


Краткая история развития биологии

 

Если судить по древним рисункам в пещерах на территории современной Франции (рис. 1), человек уже тогда знал, где у промысловых животных находится сердце, и умел, пусть и очень упрощённо, его изобразить. Не мог человек не интересоваться и теми растениями, которые давали ему пропитание, материал для постройки жилища, изготовления орудий и многое другое.

Рис. 1. Пещера Ласко во Франции — один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений

Глубокими корнями уходит в древность современная биология, её истоки можно найти в цивилизациях прошлых тысячелетий: Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция. С глубокой древности человек старался понять, как устроен окружающий его мир, как устроен он сам.

 

Как самостоятельная наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что все живые организмы обладают некоторыми общими свойствами и признаками, в совокупности не характерными для неживой природы. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком в 1802 году.
 

В настоящее время биология — комплексная наука, которая включает в себя множество дисциплин, появлявшихся постепенно с развитием биологических знаний (таблица 1).

 

Таблица 1. Учёные, совершившие открытия в области биологии

 

Учёный

Дата открытия

Биологическое открытие

Гиппократ

ок. 460 — ок. 370 до н. э.

создал научную медицинскую школу

Аристотель

384–322 до н. э.

основатель биологии как науки

Клавдий Гален

130–200 до н. э.

заложил основы анатомии человека

Андреас Везалий

1514–1564 гг.

написал классический труд «О строении человеческого тела»

Уильям Гарвей

1578–1657 гг.

открыл кровообращение

Карл Линней

1707–1778 гг.

предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную номенклатуру для наименования видов

Карл Бэр

1792–1876 гг.

сформулировал закон зародышевого сходства, основатель эмбриологии

Жан Батист Ламарк

1774–1829 гг.

попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира

Жорж Кювье

1769–1832 гг.

создатель палеонтологии

Теодор Шванн
Матиас Шлейден

1818–1882 гг. 
1804–1881 гг.

сформулировали клеточную теорию

Роберт Кох

1843–1910 гг.

основатель современной микробиологии

Луи Пастер
Мечников И. И.

1822–1895 гг.
1845–1916 гг.

основатели иммунологии

Сеченов И. М.

1829–1905 гг.

заложил основы изучения высшей нервной деятельности

Павлов И. П.

1849–1936 гг.

создал учение об условных рефлексах

Гуго де Фриз

1848–1935 гг.

сформулировал мутационную теорию

Томас Морган

1866–1943 гг.

сформулировал хромосомную теорию наследственности

Шмальгаузен  

И. И.

1884–1963 гг.

создал учение о факторах эволюции

Вернадский  

В. И.

1863–1945 гг.

создал учение о биосфере

Александер Флеминг

1881–1955 гг. 

открыл антибиотики

Джеймс Уотсон
Френсис Крик

род. 1928 г.
1916–2004 гг.

установили структуру ДНК

 

Научное познание


Наука — одна из сфер человеческой деятельности, основной целью которой является познание действительности, получение объективных знаний о мире.


Схема 1. Этапы научного познания

Совокупность действий, направленных на получение научных знаний, составляет основную сущность научного метода познания, лежащего в основе любого научного исследования.

 

Научное исследование состоит из нескольких этапов (схема 1). На основании собранных фактов формулируется проблема.
 

Для её решения выдвигаются гипотезы, которые проверяются экспериментально. Полученные новые факты анализируются. Если новые факты противоречат гипотезе, то она отвергается, а если новые факты согласуются с гипотезой, последняя может стать теорией. Некоторые теории заключаются в установлении связи между различными явлениями (это правила и законы). Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда.

Например, закон сохранения энергии справедлив как для живой, так и неживой природы.


Для проведения научного исследования часто используется инструментальный метод — количественные аналитические методы, для выполнения которых требуется электрохимическая оптическая, радиохимическая и иная аппаратура.

 

Методы изучения биологии

 

Исследуя системы разной степени сложности, биология использует разнообразные методы и приемы (таблица 2).


Таблица 2. Методы изучения биологии

 

Метод

Суть метода

Примеры использования

Эмпирические (практические) методы

Наблюдение

Целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде

Наблюдение за поведением птиц в осенний период

Описание

Сбор фактического материала

Описание структур тканей организма человека

Эксперимент

Процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории

Гален впервые продемонстрировал участие нервной системы в организации поведения и в работе органов чувств

Теоретические методы

Сравнительный метод

Призван находить сходства или различия между биологическими объектами

Создание систематики растений

Исторический метод

Позволяет выяснить закономерности развития организмов путём сопоставления собственный данных с полученными ранее

Создание палеонтологических рядов животных

Моделирование

Изучает свойства объекта в специально созданной модели

На лабораторных животных воспроизводят определённые состояния или заболевания, которые встречаются у животных или человека

 

Значение биологии 

 

Вся жизнь человека зависела и зависит от того мира живых объектов, который его окружает. Мы, как и все живые существа, дышим кислородом, который вырабатывают зелёные растения; питаемся представителями флоры и фауны; строим дома из деревьев и камней (некоторые из которых, к примеру известняк, образованы раковинами морских животных); огромное количество лекарств создано на основе природных растительных и грибных препаратов (например, сердечные гликозиды и антибиотики); наша одежда в основном изготовлена из природных материалов (лён, шёлк, кожа, мех).


Изучая живую природу во всех её проявлениях и взаимосвязи с неживой материей, биологические науки стали играть важнейшую роль в формировании современной научной картины окружающего нас мира. Без развития биологических знаний невозможно понимание принципов жизнедеятельности как отдельного организма, так и биологических систем более крупного уровня, а значит, и биосферы в целом. Помимо удовлетворения своего врождённого стремления к познанию, человек использует полученные знания о живой природе в практических целях, без углубления этих знаний развитие человечества невозможно. Ведь 90 % питательных веществ человек получает со своих сельскохозяйственных угодий, т. е. от культурных растений и одомашненных животных. А содержать и разводить их можно только хорошо зная ботанику, зоологию, физиологию, генетику и другие биологические дисциплины.

 

Благодаря селекции практически все виды культурных растений приносят людям гораздо больше пользы, чем их дикие предки. Например, в семенах современного подсолнечника масла на треть больше, чем в семенах предковых растений. В клубнях картофеля стало гораздо больше крахмала. Корнеплоды свёклы стали во много раз крупнее, их сахаристость возросла. Очень сильно селекция изменила и домашних животных. У овец шерсть стала длиннее, у коров увеличился удой и возросла жирность молока, куры несутся каждый день в течение всего года.

 

Успехи экологов и биогеографов позволяют расширять границы ареалов полезных для людей животных и растений. Биохимические исследования позволяют более полно использовать вещества животного и растительного происхождения. Ещё триста лет назад средняя продолжительность жизни человека была в два раза меньшей, чем сейчас. Благодаря успехам паразитологов и микробиологов медикам удалось победить такие страшные болезни, как оспа, чума, туберкулёз и множество других. Успехи иммунологов позволили врачам осуществить пересадку органов, освоить методы внедрения искусственных суставов и сосудов в человеческий организм.

 

Невозможно также переоценить важность экологических знаний. Понимание процессов взаимодействия живых существ с окружающей их неживой природой поможет сформировать у человека более гармоничное и бережное отношение к своей планете. У людей нет другого дома, кроме Земли, а освоение других 

планет — это пока несбыточная мечта.


Контрольные вопросы

 

1. Проанализируйте изменения, произошедшие в науке в XVII–XVIII вв. Какие возможности они открыли перед учёными?

2. Какие методы исследования живой материи вы знаете?

3. Решение каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?


Предыдущий урок
Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма
Общие принципы
Следующий урок
Основные критерии живого. Уровни организации живой материи.
Общие принципы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Религия и религиозные организации

    Обществознание

  • Качественные реакции органических веществ

    Химия

  • Свойства логарифмов

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке