Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Рабство в Риме

История Древнего мира

11.09.2024
3725
0

Рабство в Древнем Риме

Вступление

Помните, что сказал вождь галлов Бренн римлянам, когда те увидели, как галлы хитрят при взвешивании золота? «Горе побеждённым». И это означало только одно: воля победителя закон для завоёванных им земель и народов.

 

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покорённых странах они вели себя так же, как когда-то галлы, захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Одним из самых ценных и в то же время наиболее востребованных товаров стали рабы, в которых римские полководцы обращали десятки тысяч пленных и мирных жителей. В рабов превращали также и тех, кто не мог платить тяжёлые налоги римской казне. 

 

Завоевания римлян стали главным источником рабства. Оно превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Теперь знатные и богатые римляне перестали самостоятельно обрабатывать землю, заниматься домашним хозяйством. Рабы обеспечивали своих хозяев провизией, занимались воспитанием детей, развлекали римлян. 

 

Каким было рабство в Древнем Риме? Какое положение занимали рабы и какой образ жизни вели, узнаем сегодня на уроке.

План урока

  • Рабы в имении землевладельца
  • Рабы в богатом доме
  • Гладиаторы на арене амфитеатра

Цели урока

  • знать значение новых понятий: имение, рабство, секретарь, гладиатор, амфитеатр — и применять их для раскрытия системы рабства, сложившейся в Древнем Риме
  • уметь формулировать и обосновывать выводы о рабском труде как основе хозяйства Римского государства
  • уметь характеризовать гладиаторские бои как особенность культурной жизни римлян, давать им нравственную оценку


Проблемный вопрос 

 

По ходу изучения темы подумайте, почему рабство в Риме приобрело самые уродливые формы по сравнению с другими государствами древности.


Рабы в имении землевладельца

 

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли во владении. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений — обширных земельных владений — в разных частях Италии.


Имение — земельное владение богатого человека.


В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешёвое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того чтобы имение приносило доход, в нём должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15–20 рабов. 

 

Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить всё ли в порядке и отдохнуть от суетливой городской жизни. За всеми работами в имении присматривал и управлял специальный раб-управляющий, которого лично назначал господин. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В тёплую погоду — на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой — в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили верёвки (рис. 1).

 

«Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне. «Раб — это вещь, которая должна приносить пользу хозяину».

Рис. 1. Рабы в имении землевладельца. Современный рисунок

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год, и короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года. Жили рабы в крохотных комнатах, в которых не было даже очага. Римляне считали, что раб каждый день должен уставать до такой степени, чтобы не думать ни о чём, кроме сна, поэтому главной «мебелью» в такой комнате была кровать из досок. Но часто не было и её.

Таким образом, положение рабов было очень тяжёлым. Даже самые бедные римляне смотрели на рабов с презрением. Превратившись в раба, человек утрачивал личное имя. Отныне его называли галлом, персом, по названию местности, откуда он происходил. За малейшую провинность рабов жестоко наказывали. Их бросали в темницу, избивали, нередко могли распять на крестах вдоль больших дорог. Раб был полезен хозяину только до тех пор, пока был молод и здоров.


Вопрос 1

 

Сформулируйте причины, почему раб должен был трудиться всегда, имея свободное время только для сна.


Рабы в богатом доме

Рис. 2. Рабы в доме богатого римлянина. Современный рисунок

Престиж и богатство граждан Древнего Рима определялись по количеству принадлежащих им рабов. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедных жителей Рима часто было 1–2 раба. Что уж говорить о богачах. Их дома были переполнены невольниками. Одни убирали комнаты. Другие помогали господину одеваться, брили и причесывали его. Третьи были заняты на кухне. Актёры и музыканты развлекали хозяина и его гостей во время обеда. У хозяйки дома также было огромное количество рабынь-служанок. Современные учёные насчитали 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. Среди вполне обыденных «должностей» повара, официанта или уборщика были такие экзотические, как хранитель мебели, привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, купальщик и многие другие (рис. 2).

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов. Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришёл обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог.

 

Образованные рабы стоили очень дорого. Например, один знатный римлянин заплатил за греков, знавших поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею», огромную сумму денег. За неё можно было купить не одно имение. Но сделано это было только ради того, чтобы хвастаться перед другими богачами.

 

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был абсолютно бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.


Римские учёные о рабах

 

Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».

 

Колумелла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно, и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи».


Вопрос 2

 

Выделите различия в положении рабов в богатом доме и в имении.


Гладиаторы на арене амфитеатра

Рис. 3. Амфитеатр Помпеи в Италии. Современная фотография

Самых сильных и выносливых рабов отдавали в гладиаторские школы. Здесь их обучали владению оружием и заставляли сражаться друг с другом. Гладиаторы (дословно — «меченосцы») жили в казармах, на ночь их запирали в камеры. Сражались они на специальных для этого аренах. Нередко для потехи зрителей их заставляли вступать в схватку с дикими зверями: львами, тиграми, быками (рис. 4).

Рис. 4. Римский гладиатор. Современный рисунок

Для проведения боев строили амфитеатры — специальные сооружения с круглой или овальной засыпанной песком ареной в центре и сидячими местами для зрителей, восходящими вверх и расположенными вдоль стен (рис. 3).

 

На арене можно было увидеть множество «видов» гладиаторов. Все они выглядели по-разному. Имели собственное название и особое оружие. Например, «фраки́ец» был вооружён коротким римским мечом и легионерским щитом. Его правую руку защищал особый доспех. Голову — большой шлем с полями. «Галл» вооружался копьём, шлемом и небольшим щитом.

 

Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали вверх большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет — опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.


Вопрос 3

 

Как вы думаете, кто были судьи в сражениях гладиаторов?


Подведём итоги

  • Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.
  • Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.
  • Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжёлым.
  • Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.
  • Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публике.


Контрольные вопросы

 

1. Каковы причины распространения рабства в Риме?

2. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду? 

3. Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

4. Как вы думаете, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот?


Предыдущий урок
Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей»
История Древнего мира
Следующий урок
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Вид глагола

    Русский язык

  • My family. Моя семья

    Английский язык

  • Ткани растений

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке