Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Уровень и качество жизни населения

Население Земли и мира

27.08.2024
8426
0

[header]Уровень и качество жизни населения[/header]

[flex column='true'][row title='План урока' final]

  1. Дать определение понятия «уровень жизни»
  2. Изучить показатели уровня жизни
  3. Выявить страны-лидеры по уровню ВВП на душу населения
  4. Изучить различия стран по коэффициенту Джини
  5. Дать определение понятия «качество жизни»
  6. Рассмотреть факторы, влияющие на качество жизни
  7. Дать определение понятия «индекс человеческого развития»
  8. Сравнить страны по ИЧР

[/row][/flex]

[flex column='true'][row title='Цели урока' final]

  1. Знать определения понятий: уровень жизни, качество жизн», коэффициент Джини, ИЧР
  2. Уметь анализировать карты и сравнивать страны по различным показателям
  3. Знать, на основе каких данных производится оценка уровня и качества жизни населения

[/row][/flex]

[flex column='true'][row title='Разминка' final]

Как вы считаете, чем обусловлена современная отсталость стран Африки и низкий уровень жизни населения в этом регионе?

[/row][/flex]

[line][/line]

В апреле 2012 года был подготовлен рейтинг стран мира по уровню счастья, приуроченный к Конференции ООН по счастью, которая проводилась по решению Генеральной Ассамблеи. Авторы международного проекта считают, что данные исследования могут помочь государственным руководителям, политическим и общественным деятелям лучше реагировать на нужды и чаяния своих граждан с целью повышения благосостояния и устойчивого развития. При составлении рейтинга учитываются такие показатели благополучия, как уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, уровень коррупции и другие, а также косвенные показатели состояния общества: уровень доверия, великодушие и щедрость. Помимо этого значительную часть исследования составляют результаты опросов общественного мнения жителей разных стран о том, насколько счастливыми они себя чувствуют.

 

По состоянию на март 2021 года из 149 государств, участвовавших в исследовании, в тройку стран с самым высоким индексом счастья входят Финляндия, Дания и Швейцария. Россия расположена на 76 месте. Замыкают рейтинг Руанда, Зимбабве и Афганистан.

 

Условия жизни населения характеризуются двумя основными показателями: количественным (уровень жизни) и качественным (качество жизни). 

[line][/line]

[section icon='note']

Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

[/section]

[line][/line]

[img url='https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/Mxs45m7LzSZQ_ddddd.png' width='100'][/img]

 

 

Для его определения чаще всего используют показатель размера валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения.

 

[img url='https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/8l5wabH1Xn8S_rrrr.png' width='100'][/img]

 

Рис. 1. Страны по ВВП (ППС) на душу населения (в международных долларах) в 2020 году по данным МВФ

 

Высокие показатели ВВП на душу населения имеют развитые страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и др. Низкие показатели характерны для стран Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

 

Для любой страны характерно наличие бедных и богатых граждан. Для демонстрации различий в уровне доходов в стране используется коэффициент (индекс) Джини. Индекс имеет показатели от 0 до 1, и чем он выше, тем более неравномерно распределяются доходы в стране.

[section]

[img url='https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/5WlBR28o173L_image.png' name='Рис. 2. Коэффициент Джини по странам мира' width='100'][/img]

 

[/section]

[line][/line]

[section icon='note']

Качество жизни — междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни.

[/section]

[line][/line]

Факторы, влияющие на качество жизни людей:

  • экологические (состояние окружающей среды, рекреационные возможности территории);
  • экономические (уровень безработицы, длительность оплачиваемого отпуска, продолжительность рабочей недели и др.);
  • социальные (уровень развития образования, здравоохранения, соблюдение гражданских прав, степень безопасности граждан и др.);
  • культурные (качества условий труда, доступность высшего образования, количество печатной продукции на душу населения и др.).

[line][/line]

[section icon='note']

Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

[/section]

[line][/line]

По ИЧР страны можно разделить по группам: с очень высоким показателем, с высоким, средним и низким. На протяжении нескольких лет первое место по ИЧР занимает Норвегия. По данным из доклада в 2020 году Россия расположена на 52-м месте, а на последнем — Нигер.

 

[img url='https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/jfF561BQrOUc_ssssssss.png' name='Рис. 3. Страны мира по ИЧР, 2020 год' width='100'][/img]

 

 

[flex column='true'][row title='Вывод' final]

Существуют значительные различия между странами мира по уровню и качеству жизни населения. Наряду с богатыми странами есть страны среднего достатка и крайне бедные. Такой дисбаланс обусловлен рядом причин, в том числе историческими, политическими, экономическими и т. д. Отсталость некоторых стран является одной из глобальных проблем, требующую комплексного решения. В частности повышение уровня образованности населения таких стран, развитие науки и техники.

[/row][/flex]

[line][/line]

[section icon='question']

Контрольные вопросы

 

1. Можно ли считать, что две страны имеют одинаковый уровень жизни при одинаковой средней заработной плате? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы считаете, какие факторы поспособствовали тому, что Норвегия, начиная с 2001 года (кроме 2007 и 2008 годов) занимает лидирующую позицию по ИЧР?

3. Какие вы видите пути повышения уровня и качества жизни в развивающихся странах?

[/section]

[line][/line]

Предыдущий урок
Современная география религий
Население Земли и мира
Следующий урок
Зарубежная Европа в современном мире
Зарубежная Европа
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Одноатомные спирты

    Химия

  • Глагол как часть речи

    Русский язык

  • Угол между прямой и плоскостью

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке