Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Деловая речь

Стилистика

Урок 33. Деловая речь

Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с написанием деловых документов: заявлений, расписок, резюме и т.д. Иногда мы испытываем затруднения, так как они все пишутся по определённой форме. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как пишутся такие документы, как заявление, доверенность, расписка, автобиография.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Деловая речь
  • Заявление
  • Доверенность
  • Расписка
  • Автобиография

Цели урока

  • Знать определение понятия «деловая речь»
  • Знать особенности написания и структуру заявлений, доверенностей, расписок, автобиографий
  • Уметь писать заявления, доверенности, расписки, автобиографии

Деловая речь 

 

Понятие «деловая речь» часто является синонимом термина «официально-деловой стиль». Это понятие применяется относительно к языку деловых документов. 

 

Деловые документы — это письменные тексты, которые имеют юридическую (правовую) значимость. 

 

Все виды деловых документов (заявления, ходатайства, протоколы, расписки и т.д.) имеют стандартную форму, что облегчает ведение деловой документации.

 

Заявление


Заявление — это официальная письменная просьба о чём-либо.


В заявлении указываются:

 

  • Адресат речи (пишется с прописной буквы в правом верхнем углу в форме дательного падежа: должность, инициалы, фамилия)
  • Заявитель (пишется также в правом верхнем углу (под адресатом) с красной строки, со строчной буквы в форме родительного падежа: должность, инициалы, фамилия, адрес, телефон заявителя)
  • Наименование документа (пишется посередине строки со строчной буквы, после наименования ставится точка)
  • Содержание заявления (пишется с красной строки)
  • Дата (пишется внизу слева)
  • Подпись заявителя (пишется внизу справа)

Иногда заявление может иметь приложение, тогда после текста заявления указывается содержание приложения, что предваряется словами: к заявлению прилагаются, и следует перечень прилагаемых документов (справка о состоянии здоровья— форма № 286, фотографии и тому подобное).


Пример заявления


Доверенность


Доверенность — это документ, который позволяет одному человеку действовать от имени другого, написавшего доверенность.


Доверенность выдаётся одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется получение денег, ценных предметов, бандеролей, посылок и т.д.

 

В доверенности указываются:


● Наименование документа (пишется посередине строки с прописной буквы, после наименования ставится точка)
● Фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя
● Фамилия, имя, отчество (иногда должность) лица, которому доверяется действовать от имени доверителя
● Содержание доверенности 
● Дата составления доверенности (пишется внизу слева)
● Подпись доверителя (пишется внизу справа)
● Дата удостоверения подписи и печать учреждения, где заверяется подпись

 

Если предметом доверенности являются особо ценные вещи, то указываются адрес и паспортные данные получателя (серия, номер, кем и когда выдан).


Пример доверенности 


Расписка


Расписка — это документ с подписью, удостоверяющий получение чего‑либо (денег, документов и т.д.).


В расписке указываются:

 

  • Наименование документа (пишется посередине строки с прописной буквы, после наименования ставится точка)
  • Фамилия, имя, отчество (иногда должность) лица, дающего расписку
  • Наименование предприятия или фамилия, имя, отчество лица, от которого получено что-либо
  • Наименование того, что получено (количество, сумма пишутся числом и прописью)
  • Дата составления расписки (пишется внизу слева)
  • Подпись получателя (пишется внизу справа)


Пример расписки


Автобиография


Автобиография — это официально-деловой документ, содержащий описание жизни пишущего. 


Автобиография как официальный документ имеет следующую структуру:

 

  • Наименование документа (пишется посередине строки со строчной буквы, после наименования ставится точка)
  • Непосредственно текст биографии (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, сведения об образовании, о трудовой деятельности, о составе семьи)
  • Дата написания (пишется под текстом слева)
  • Подпись автора текста (пишется под текстом справа)


Пример автобиографии


Контрольные вопросы:

 

  1. В чём заключается особенность написания деловых документов?
  2. Какие виды деловых документов вам известны?
  3. Какова структура написания заявления?


Фонетика. Графика. Орфоэпия

Фонетика

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика