Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Лирика

Русская литература XX века

В. В. Маяковский. Лирика

План урока

  • Жизнь и творчество В. В. Маяковского
  • Как работал В. В. Маяковский
  • В творческой лаборатории поэта

Цели урока

  • Знать основные вехи жизни и творчества В. В. Маяковского, своеобразие мироощущения лирического героя, новаторство, черты футуризма как литературного течения в его стихотворениях
  • Уметь анализировать лирические произведения в единстве содержания и формы

Вступление

Литературный XX век, очевидно, был бы неполон без Владимира Владимировича Маяковского. Он намеренно шокировал публику хлесткими и парадоксальными, порой резкими суждениями. Но эта напускная самоуверенность была для него своеобразной броней. Грубость Маяковского была «беспредельно хрупкой», вспоминал Вс. Мейерхольд. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизненным и творческим путем Маяковского, а также побываем в поэтической лаборатории поэта и понаблюдаем над тем, как он работал со словом.

 

Жизнь и творчество В. В. Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский   (1893–1930)

 

Поэт родился в селе Багдади в Грузии.

 

У пролетарского поэта были дворянские корни – родители Маяковского из обедневших дворян. Отец поэта работал лесничим. У матери поэта были казачьи корни. Родители поэта получили прекрасное образование. Они разбирались в литературе, живописи, очень любили музыку. Мать поэта в юности сама писала стихи. 

 

Семья Маяковских жила очень дружно, но бедно. Смерть отца семейства стала для них настоящей трагедией. В 1906 году он умер от заражения крови из-за укола булавкой. После его смерти семья переехала в Москву.

Так, отучившись 4 года в Кутаисской гимназии, Маяковский поступил в 4 класс Пятой классической гимназии Москвы. В 1908 году из гимназии его исключили за неуплату.

 

В этом же году Маяковский стал членом Российской социал-демократической рабочей партии. За революционную деятельность его трижды арестовывали. 11 месяцев шестнадцатилетний Маяковский сидел в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Именно с этим заключением поэт связывал начало своей творческой деятельности. Об этом он с иронией писал в автобиографии «Я сам»: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

 

В 1911 году Маяковского приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там учился известный футурист Д. Бурлюк, который и организовал знаменитое общество «Гилея».

 

В 1912 году состоялся литературный дебют Маяковского. Его стихотворение «Ночь» напечатали в альманахе «Пощечина общественному вкусу». Там же был и одноименный манифест футуристов с призывом «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

 

В это же время Маяковский начал читать свои стихи со сцены. Его выступления отличались эпатажем, поэтому у поэта появились и горячие поклонники, и столь же горячие ненавистники. 

 

Вспомним основные признаки футуризма как литературного течения:

  • отрицание старых норм и традиций
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений)
  • бунтарство, эпатаж
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного

В стихотворении 1913 года «А вы могли бы?» проявляется характер ранней лирики Маяковского: дерзкий, эпатажный, взрывной. Система образов в стихотворении необычна, но очень характерна для футуризма.

 

Например, в выражении «карта будня» поэт использует не привычное множественное число слова «будни», а единственное – в духе новой грамматики футуризма. Лирический герой – это безусловно поэт-футурист, который рушит серые устоявшиеся правила. Прозаическое он превращает в поэтическое:

 

Я показал на блюде студня 
косые скулы океана.

 

Преобразовывая реальность, ломая привычные устои, в том числе и художественные, разрушая привычную картину мира, поэт словно бросает со цены вызов залу:

 

А вы ноктюрн сыграть могли бы 
на флейте водосточных труб?

 

В этом вызове и стремление расшевелить публику, и приглашение к художественной игре – попытка взять слушателя на «слабо», и надежда на встречу с родственной душой.

 

В 1918 году Маяковский попробовал себя в кинематографе. Он писал сценарии и снялся в 3 фильмах по этим сценариям. Сохранилось несколько отрывков из этих фильмов. В одном из них поэт снимался вместе с Лилей Брик, своей возлюбленной и музой.

 

Именно ей посвящена знаменитая поэма «Люблю», написанная в 1926 году. Она представляет собой поэтическую исповедь перед возлюбленной. Вот такой видится поэту встреча с Лилей Брик:

 

Пришла – 
деловито, 
за рыком, 
за ростом, 
взглянув, 
разглядела просто мальчика. 
Взяла, 
отобрала сердце 
и просто пошла играть – 
как девочка мячиком.

 

Финал поэмы мощный и жизнеутверждающий:

 

Не смоют любовь
ни ссоры, 
ни версты. 
Продумана, 
выверена, 
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый, 
клянусь – 
люблю неизменно и верно!

 

Владимир Маяковский пользовался успехом у женщин. У него было много романов. Поэт делал предложение руки и сердца эмигрантке Татьяне Яковлевой и актрисе Веронике Полонской. Но несмотря на всю сложность и неоднозначность отношений с Лилей Брик, именно она стала главной женщиной в жизни поэта.

 

Весной 1919 года Маяковский начал работать в Российском телеграфном агентстве. Так появились знаменитые «Окна РОСТА» – агитационно-сатирические плакаты. «Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей», – писал Маяковский в воспоминаниях о 1920 годе. Вообще, Маяковский считается основателем рекламы вместе с художником-авангардистом А. Родченко. Вот как вспоминал об этом художник: «Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией. […] К работе над советской рекламой Володя относился очень серьезно. Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое число скучных отчетов, книг, которые он прочитывал и выписывал цифры, темы и прочее».

 

Поэтическая слава Маяковского росла. Его стихи активно печатали. В 1923 году поэт организовал ЛЕФ – Левый фронт искусств. В это творческое объединение входили знаменитые поэты-футуристы, художники-авангардисты и даже деятели киноискусства. Например, поэт Н. Асеев, критики В. Шкловский и О. Брик, художники А. Родченко и В. Татлин, режиссер С. Эйзенштейн и многие другие. Лефовцы утверждали, что только они являются носителями нового революционного искусства.

 

Что такое искусство с точки зрения лефовцев?

 

Это «жизнестроение», говорили они. Художник – это мастер, который выполняет социальный заказ. Появился термин «производственное искусство», то есть соединение искусства с ремеслом, промышленным производством. Лефовцы отрицали художественный вымысел, подменяя его литературой факта. Некоторые теоретики предлагали и вовсе заменить художественную литературу журналистикой. ЛЕФ просуществовал до 1928 года.

 

В 20-е годы Маяковский писал стихи, поэмы, сатирические пьесы, выступал по всему СССР, читая свои стихи. Поэт несколько раз выезжал из страны, путешествуя по миру. Он побывал в Европе, США, Мексике.

 

Слава поэта гремела, но 30-й год для Маяковского начался тяжело. Критики разгромили его сатирические пьесы, обвинив поэта в антисоветчине. Дело в том, что поэт прямо указывал на бюрократию как на болезнь молодого советского общества. Этого советская пресса стерпеть не могла. Появились лозунги «долой маяковщину!». Спектакль по пьесе Маяковского «Баня» провалился. 

 

Тяжелые переживания и разочарования последних лет приводят Маяковского к самоубийству. 14 апреля 1930 года поэта не стало.


  1. В какой семье родился будущий поэт?
  2. Какое творческое объединение создал Маяковский? Что входило в его программу?
  3. Назовите основные черты футуризма.


Как работал В. В. Маяковский

 

«Помимо необходимых способностей, надо работать до предела, до кульминации, – говорил Маяковский, – надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».

 

Он так описывал этапы своей работы над стихом. Первый этап — оформление ритма: «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

 

И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала.

 

Таким образом и подбор лексического материала, и обработка слова подчиняются творческому заданию автора. Затем начинается третья и заключительная стадия работы. Ее Маяковский описывает так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется – не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец после сотни примерок ее нажали, и она села». Таким образом ритмически выверяется весь собранный уже в стихе словесный материал. 

 

В творческой лаборатории В. В. Маяковского 

 

З. С. Паперный, исследователь творчества поэта, в книге «О мастерстве Маяковского» писал: «В лучших стихах Маяковского, как в народной пословице, как в песне – «слова не выкинешь».

 

Попробуйте что-нибудь заменить или переставить в стихах:

 

Лет до ста расти 
Нам без старости. 
Год от года расти 
Нашей бодрости...

 

Единая мысль, одно неудержимо-радостное чувство наполняет эту строфу. Ритм с его широким и вольным разбегом, с могучим и раскатистым ударением, собирающим в тесную, сжатую группу всю строку; рифмы, которые даже неизвестно где начинаются, ибо это не рифмы отдельных слов, а чудесная перекличка целых строк, радостно бегущих навстречу друг другу, весело и торжествующе подхватывая созвучия, – все это слилось воедино...

 

Нельзя произнести «бодрости» скороговоркой, нельзя скомкать это слово – самый стих, ритм и рифма заставляют вас выговорить каждый звук, раздвигают звучание слова...»

 

Писатель подбирает такие незаменимо-единственные слова, которые лучше, точнее, ярче и полновеснее доносят мысль, раскрывают образ.

 

Поэту дорого то, что он пишет, он стремится выразить именно эту волнующую его мысль, нарисовать именно этот образ – вот в чем источник высокой требовательности поэта к слову, чувства ответственности за каждое слово, беспокойной, как совесть, художнической взыскательности. В статье «Как делать стихи?» Маяковский рассказывает об этой непрерывной – мучительной и радостной – работе.

 

Талант для Маяковского – это прежде всего чувство слова, умение ощутить слово в данном контексте. Талант связан и с волей. Это черта характера, нежелание довольствоваться «почти найденным», «почти хорошим». В поэзии «почти хорошо» – значит плохо. Талант – вечная готовность кроить и перекраивать строку.

 

Утверждая родственность поэзии «любому труду», Маяковский стремится найти такой труд, такой вид производства, который был бы особенно близок поэзии – так же был бы тяжел и так же рождал необходимое для людей. И он находит:

 

Поэзия – а же добыча радия. 
В грамм добыча, в год труды.

 

Интересно проследить по записной книжке, как шла работа над этими стихами. Слова о непрерывном труде поэта над образом, над стихом сами рождаются в усилиях, в труде. Поэт долго бился над ними, пока они не стали отточенными и крылатыми.

 

Сначала появляется строка: «Поэзия сходна с добычей радия».

 

Но «сходна» звучит слабо. Чтобы усилить сравнение, поэт переделывает строку, и она звучит более решительно: «Поэзия – та же добыча радия». Следующая строка сначала выглядела так: «На грамм металла на год труда».

 

Но это двойное «на» только путает. Строку сменяет новая: «в грамм ведешь годовые труды».

 

Выражение неясное: что значит «ведешь труды... в грамм»? В окончательном варианте:

 

В грамм добыча, в год труды.

 

Маяковский стремится к тому, чтобы сделать поэтическим «говор миллионов»; он смело вводит в стих новые речевые пласты языка, находившиеся ранее за рамками представлений о литературно-поэтическом языке. Это «расширение словесной базы» связано с сознательным обращением к новому, демократическому читателю, с «разговорностью», определяющей и строй, и интонацию повествования. Отсюда и краткость, выразительная немногословность языка.

 

«Словоновшество», создание новых слов, у Маяковского получило настолько сильное развитие, что находились даже критики, заявлявшие, что поэт пренебрегает нормами русского языка, калечит слова неизвестно зачем и почему, что Маяковский чуть ли не «враг грамматики». Достаточно, однако, обратиться к самому Маяковскому, автору зрелых произведений, освободившемуся от всяких следов словесного экспериментаторства, чтобы убедиться в обратном. Маяковский обнаруживает изумительное знание родной речи. У него, как говорит Горький, «предельное чувство русского языка», чутье к строю и духу языка. Поэт превосходно умеет создавать сильный художественный эффект, опираясь на законы и нормы языка. 

 

По книге З. С. Паперного «О мастерстве Маяковского»


Контрольные вопросы 

 

  1. В чем особенность поэтического стиля Маяковского?
  2. Как поэт описывал этапы своей работы над стихами?
  3. Для чего Маяковский вводил в поэзию новые речевые пласты языка?
  4. С чем Маяковский сравнивал труд поэта?


 

 

Н.А. Заболоцкий. Лирика

Русская литература XX века
  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История