Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

Древнерусская литература

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

План урока

  • Возникновение литературы на Руси
  • Периоды развития древнерусской литературы
  • Особенности древнерусской литературы
  • «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

Цели урока

  • Знать историю возникновения и периоды развития литературы Древней Руси, ее особенности, историческую основу, содержание и идейный смысл «Слова о полку Игореве»
  • Уметь анализировать художественный текст в единстве содержания и формы

Вступление

Зачем изучать древнерусскую литературу? Актуальна ли она для нашего времени? Конечно же, да. Ведь без знания древнерусской литературы невозможно глубоко понять и литературу Нового времени. Богатство русского языка — итог почти тысячелетнего развития русской литературы. Кроме того, идеи, которые заложила древнерусская литература, несут колоссальный нравственный заряд. Что это за идеи, вам предстоит понять, анализируя вершину древней словесности — «Слово о полку Игореве».

Возникновение литературы на Руси

 

Возникновение древнерусской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства (988 год) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.

 

Русь была велика, и ей, конечно, требовались грамотные люди. Это понимали наиболее дальновидные князья. Первые школы начал вводить Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый, по словам летописца, велел в Новгороде собрать триста детей и учить их книгам. Сами князья нередко были глубоко образованными людьми. Ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». Ярославов сын Святослав Черниговский имел полные клети книг. Несколько позднее знатоками книг стали Владимир Мономах и Ярослав Осмысл. Иные князья, по словам летописцев, все свое состояние отдавали на книги, стоившие тогда очень дорого.

 

Наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. За крепкими стенами в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.

 

Древнерусская литература развивалась в непростых условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.

 

В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, прославляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.

 

Периоды развития древнерусской литературы

 

Семь столетий (XI–XVII века), в течение которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. В истории становления литературы Древней Руси выделяются следующие периоды. 

 

Первый период (XI – первая треть XII века). В Древней Руси существуют два центра: Киев и Новгород. Этот период характеризуется как период ученичества. Главная идея произведений — превосходство христианства над язычеством («Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха»).

 

Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века). Этот период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Основные произведения: «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника.

 

Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века). Трагический, связанный с монголо-татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует одна тема — героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

 

Четвертый период (конец XIV – XV век). Время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым.

 

Пятый период (конец XV – XVI век). Эпоха Московского централизованного государства Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает необычайного расцвета публицистика. Основные произведения — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой». 

 

Шестой период (XVII век). Столкновение старых и новых принципов письма. В этот период разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума». С XVII в. начинается новый период русской литературы.


  1. Когда и в связи с чем возникает древнерусская литература?
  2. Какую роль литература играла в Древней Руси?
  3. Как князья относились к книжному искусству?
  4. Какие периоды выделяются в развитии литературы Древней Руси?


Особенности древнерусской литературы

 

Литература носила религиозный характер. Естественно, что средневековая литература (XI – XVII вв.) была основным хранилищем и источником религиозных и исторических знаний, часто носила воспитательный характер или пересказывала важные события. Она создавалась людьми воцерковленными и хранилась в монастырях. Постепенно начали появляться и светские произведения, но их было меньше.

 

Литература носила рукописный характер. До изобретения книгопечатания произведения переписывались вручную. Тексты часто содержались в сборниках. Бумагу экономили, все писали сплошным текстом, без пробелов. Люди, которые переписывали (копировали) источники, могли что-то не разобрать, исправить, допустить ошибку — все это вело к изменению памятников, а также наличию «темных мест», то есть непонятных фрагментов. 

 

Анонимность литературы Древней Руси. Это не значит, что у всякого произведения был неизвестен автор. Это значит, что автор на ранних этапах развития древнерусской литературы не осознавал себя в качестве автора. Он выполнял роль «проводника». Его задача — фиксировать факты. Если сейчас искусство зачастую понимается как умение выразить индивидуальность, то раньше автор не стремился выпячивать себя. 

 

Древнерусская литература носила исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Вымысел в текстах появился не ранее XVII века, когда начала зарождаться светская литература.

 

Содержание древнерусской литературы воплотилось в своеобразной системе жанров.

 

Житие

повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым. 

Летопись

погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

Послание

литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактико-публицистического или дружеского характера.

Поучение

правила жизни, которые автор хотел донести до читателя. 

Хождение

путешествие с какой-либо целью


  1. Перечислите основные особенности литературы Древней Руси.
  2. Какие жанры были характерны для древнерусской литературы?


«Слово о полку Игореве»

 

Одна из вершин древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Нам мало что достоверно известно об этом памятник — время создания можно только предполагать, точных сведений об авторе нет. 

 

Автор произведения неизвестен. Однако можно предположить, что автор — монах, который до пострига сам участвовал в боевом походе, описанном в произведении. Он хорошо знает Священное Писание и историю, значит, у него был доступ к библиотеке, которая располагалась в монастыре. Или это мог быть высокородный человек, боярин или князь. Существует множество таких теорий, вплоть до того, что автором является сам Игорь. 

 

Время создания произведения достоверно неизвестно. Обычно говорят о том, что «Слово» было написано сразу после похода князя Игоря, то есть примерно в конце XII – начале XIII века. 

 

Неизвестен оригинальный источник «Слова». Мы знаем это произведение благодаря спискам. В конце XVIII века коллекционер памятников русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин получил в одном из монастырей сборник, содержавший список произведения.  Этот сборник, к сожалению, сгорел в огне московского пожара 1812 года. Однако перед этим была снята копия «Слова о полку Игореве» для Екатерины II («Екатерининская копия»). Также уже в 1800 году произошло первое издание произведения, которое готовилось более 10 лет Мусиным-Пушкиным и другими специалистами.

 

О чем же это произведение?

 

«Слово о полку Игореве» повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году.  Как ни странно, «Слово» живописует поражение русских воинов, а не победу. Почему именно такой выбор делает автор? Ответим на этот вопрос, проанализировав произведение. 

Главными героями произведения являются Игорь – князь Новгород-Северский, Всеволод — князь Курский, родной брат Игоря, вместе с ним участвовавший в этом походе, Святослав – князь Киевский, Ярославна — супруга главного героя. 


«Слово» начинается с того, что автор представляет читателю Бояна — придворного поэта того времени. С помощью этого образа он поясняет свою позицию: он призван не славить князей, как делает Боян, а излагать реальные факты. О чем же его рассказ?

Князь Игорь Святославович, движимый жаждой славы и почета, собирает авантюрный поход в половецкие степи, несмотря на мир, заключенный с кочевниками. Его сопровождает брат Всеволод со своей дружиной. Несмотря на все предостережения окружающих и солнечное затмение, молодой князь остается непоколебимым. «Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла». Солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулящее неудачный исход дела, а то и гибель. «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся». Образ тьмы, спустившейся на землю, — это метафора помутнения в душе Игоря. Природа показывает князю, что путь продолжать не надо, но он не хочет видеть знаков. 

 

Первое сражение заканчивается победой русского войска: «Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Воины берут богатую добычу: половецких красных девок, оружие, драгоценных тканей столько, что болото можно замостить. Дружина располагается на отдых. 

 

На второй день подходят основные половецкие силы под предводительством половецких ханов Кончака и Гзака. Половцев огромное количество, они окружают русские полки: «половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили». «На третий день к полудню пали стяги Игоревы». «Уже, братья, невеселое время настало, уже степь силу русскую одолела». Войско разбито. Князья попадают в плен. 

 

В это время великому князю Святославу Киевскому, который успешно воевал с половцами в предыдущие годы, снится сон: накрывают его черным покрывалом, сыплют жемчуг на грудь, выносят из дома, т.е. снится ему обряд собственных похорон. Бояре говорят, что такой сон — это напоминания, что «два сокола» (Игорь и Всеволод) попали в плен и кручина поселилась в сердце великого князя. «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». Он упрекает Игоря и Всеволода, что они против его воли пошли в поход, без чести для себя. Упрекает он и брата Ярослава Черниговского в том, что не так сильна его власть, как прежде. Неоткуда ждать подмоги: «Одна беда: князья мне не в помощь — худая пора настала. Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир — под ранами». 

 

Мудрая речь Святослава о необходимости объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т. д. Это вредило Руси, ослабляло ее, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. 

 

Третья часть — это плач Ярославны. Безутешная жена Игоря взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга: «О ветр, ветрило! … Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады?», «О Днепр Славутич!… Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано!», «Светлое и тресветлое солнце!… Зачем, господине, простерло ты горячие лучи свои на воинов лады?» 

 

Тем временем плененный Игорь признает все свои ошибки и раскаивается. Он не поддается соблазнам половецкого хана и всеми силами стремится вернуться на родину. В конце концов, ему это удается. Вся природа после просьб Ярославны помогает князю: реки, ветер и земля — все способствует побегу.

 

Произведение заканчивается торжественной встречей молодого князя в Киеве. Люди искренне радуются чудесному спасению Игоря.

 

Основной посыл поэмы — патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь — все призывает к верности своему Отечеству.

 

Игорь, Всеволод, Святослав — все они доблестные воины, но личная смелость в бою — не показатель патриотизма. Необдуманным походом Игорь нанес большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” и любуется своим героем, и осуждает его. Он мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья и защитят ее, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор смело высказывает свои идеи, выступает как равный князьям. 

 

Мы не знаем, кто написал «Слово», но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени. Он патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Его сила любви к родине, к Русской земле, покоряет читателей. Его сердце наполняется горем при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. 

 

Таким образом, автор «Слова» живописует поражение русских воинов для того, чтобы на примере неудачи своего героя показать, как не надо себя вести. Поражение позволяет подчеркнуть важность единения Руси. 

 

«Слово о полку Игореве» — шедевр литературы Древней Руси, произведение, изумительное по точности и выразительности языка. Идеи глубокого патриотизма, высокого гражданского долга, выраженные в нем с такой силой, не утратили своей актуальности и сегодня.


Контрольные вопросы

 

  1. Какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве»?
  2. Что известно об истории создания «Слова о полку Игореве»?
  3. О каком своем предшественнике вспоминает автор «Слова» во вступлении? Как это помогает автору подчеркнуть свою позицию?
  4. Чем закончился поход князя Игоря? Какую роль в произведении играет «золотое слово» Святослава?
  5. Каково авторское отношение к князю Игорю? 
  6. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей? 
  7. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? 
  8. Почему автор выбирает в качестве темы рассказ о поражении, а не о победе?


 

 

Классицизм в русской литературе. Ломоносов. Державин. Виды лирики

Русская литература XVIII века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика