Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

Зарубежная история 19-начала 20 века

20.04.2024
33518
0

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

 

План урока

  • «Мастерская мира»
  • Социальное развитие
  • Политическое развитие Великобритании
  • Борьба за парламентскую реформу
  • Реформы 1820–1840-х гг.
  • Рабочее движение

Цели урока

  • уметь давать определения понятиям: мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир, пауперизм, работные дома, парламентская монархия, чартизм, тред-юнионы
  • знать основные черты внутренней политики Великобритании, причины социальных реформ и рабочего движения
  • уметь объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании

Разминка

Вспомните, как происходила промышленная революция в Англии?

 

«Мастерская мира»

Активное участие Великобритании в антифранцузских коалициях отнимало у страны немало сил и средств. Но несмотря на это не произошло явного снижения темпов развития английской экономики. А после 1815 г. эти темпы только ускорились. В 1825 г.  первая железная дорога соединила крупнейшие промышленные центры страны — Ливерпуль и Манчестер.

 

К середине XIX века в Англии заканчивался промышленный переворот: машины начали производиться заводским способом, тяжёлая промышленность — ведущая отрасль. 

 

Активное внедрение машин в английскую промышленность вело к быстрому росту производства. Он был особенно заметен в выработке хлопчатобумажных тканей, в добыче каменного угля, выплавке железа и чугуна и т. д. К 1840 г. Англия производила 45 % всей мировой промышленной продукции и стала занимать 1-е место в мире, вследствие этого её называли  «мастерской мира» (см. табл. 1).


 

Таблица 1. Мировое промышленное производство (в %)

 

Страна

1830

1860

1880

1900

Великобритания

9,5

19,9

22,9

18,5

Немецкие земли / Германия

3,5

4,9

8,5

13,2

Франция

5,2

7,9

7,8

6,8

США

2,4

7,2

14,7

23,6

Рис. 1. Хрустальный дворец (1851)

Достижения английской промышленности были показаны в 1851 г. на  первой Всемирной выставке в Лондоне (рис. 1).

 

Но также Англия была ведущей страной в перевозке товаров и стала  «мировым извозчиком» . Под английским флагом плавала 1/3 всех торговых судов. А также Англия получила имя  «мирового банкира» , потому как мировой финансовый центр перемещается в Лондон.

 

Социальное развитие

Великобритания, в отличие от Франции, переживала демографическую революцию: в 1811 г.  — 18 млн человек, а в 1851 г. — уже 27 млн. 

 

Промышленный переворот имел и отрицательные стороны. Он приводил к окончательному обезземеливанию крестьян и мелких арендаторов, к разорению ремесленников. Лишённые средств производства, эти люди пополняли ряды неимущих или становились наёмными рабочими. Настоящей проблемой Англии стал  пауперизм — массовая бедность. Тем более помощи не от кого было ждать: согласно закону о бедных 1834 г. человек не должен был надеяться на благотворительность. Также страшась попасть в  работные дома  — «бастилии для бедных», люди шли на фабрики и работали по 16 часов. 

 

К середине XIX в. около четверти населения Англии составляли рабочие, и их положение было самым тяжёлым: они жили на окраинах без воды и света. И только к 1870-х гг. положение высококвалифицированных рабочих постепенно стало улучшаться.

 

Социальное неравенство в английском обществе было более выраженным, чем во французском. Ведущим социальным слоем в общественной и политической жизни Англии играла земельная аристократия, к которой постепенно присоединилась финансовая и промышленная буржуазия.

 

Политическое развитие Великобритании

1 января 1801 г. королевство Великобритании объединилось с Королевством Ирландии и образовалось Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. После этого ирландские депутаты получили места в парламенте Великобритании (рис. 2).

Рис. 2. Флаг Великобритании

Связь с Ирландией была необходима из-за сложной династической ситуации.

Рис. 3. Король Георг III, Король Георг IV, Король Вильгельм IV, Королева Виктория (слева направо)

Король Георг III (1760–1820) болел психическим заболеванием, было установлено регентство.

 

Король Георг IV (1820–1830) — сын Георга III, был самым расточительным монархом, наследников нет.

 

Король Вильгельм IV (1830–1837) — брат Георга IV, не оставил наследников.

 

Королева Виктория (1837–1901) — племянница Вильгельма IV, лишь с неё престиж монархии возрос (рис. 3).

В первой половине XIX в. в Англии в основном завершилось формирование парламентарной монархии . Высшая власть принадлежала монарху (королю или королеве), парламенту и правительству. Монарх являлся главой государства, утверждал законы. Парламент принимал проекты законов (билли) (рис. 4).

Рис. 4. Парламентарная монархия

Борьба за парламентскую реформу

Роль парламента в судьбах Великобритании и её народа была исключительно важной. Однако лишь небольшая часть населения страны могла участвовать в работе парламента. Английская система выборов давала особые привилегии землевладельцам и «старой» буржуазии, т. е. торговцам и банкирам. А «новая» промышленная буржуазия была фактически отстранена от управления делами государства.

 

Поэтому в стране развернулось движение за пересмотр избирательной системы, за парламентскую реформу . Его лидеров (а порой и вообще всех участников движения) называли реформистами. Они устраивали собрания, митинги, массовые шествия, вели широкую агитацию за преобразование системы выборов. Первым итогом этой борьбы стало принятие парламентом в 1832 г. Закона об избирательной реформе , который лишь частично удовлетворил требования её сторонников. Было ликвидировано 56 «гнилых местечек», а ещё от 30 таких избирательных округов стали избирать по одному депутату. Освободившиеся места были переданы новым промышленным центрам. Общее число избирателей возросло с 450 тыс. до 670 тыс. человек. Но рабочие и мелкая буржуазия так и не получили избирательного права из-за имущественных ограничений.


Гнилые  местечки — обезлюдевшие в конце XVIII — начале XIX вв. деревни и городки в Великобритании, сохранившие при этом представительство в парламенте.


Реформы 1820–1840-х гг.

Дата

Основное содержание

Результаты для развития страны и населения

1824

Отмена ограничений на создание рабочих организаций

Создание профсоюзов, отстаивающих права рабочих

1828

Отмена закона о недопущении на государственные должности людей, не принадлежавших англиканской церкви

Отмена ограничений по религиозному признаку, введение свободы совести

1833

Первый закон об охране труда в текстильной промышленности

Ограничение продолжительности рабочего дня детей 9–18 лет (до 9 лет брать на работу запрещено; 9–13 лет — 9 ч.; 13–18 лет — 12 ч.)

1846

Отмена хлебных законов: введение свободы торговли с другими странами

Снижение цен на продукты питания улучшило положение рабочих и горожан, было выгодно для фермеров

1847

Фабричный закон об ограничении рабочего дня в текстильной промышленности

Ограничение рабочего дня для женщин и подростков 10 ч.

1849

Отмена Навигационных актов, ограничивающих свободу торговли

Введение свободы торговли, способствовавшей развитию промышленности

 

Борьба за все эти реформы способствовали более чёткому оформлению двух партий: либеральной и консервативной.

Рабочее движение

Рис. 5. Уильям Ловетт

Тяжёлое положение рабочих толкало их на борьбу. В основном она проходила мирным путём, но были и те, кто ломал машины, считая их корнем всех бед — луддиты .

 

Борьба за избирательную реформу продолжилась и постепенно приобрела общенациональный характер.

 

Её возглавил столяр Уильям Ловетт . Он и его сторонники в 1838 г. опубликовали программу из шести требований (рис. 5). 

 

Основные из них: ввести всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года, и отменить имущественный ценз при выборах в парламент. Эта программа, ставшая крайне популярной в народе, получила название Народная хартия .

Собрав подписи, чартисты (от англ. — «хартия») в июле 1839 г. передали её в палату общин. Парламентарии отклонили хартию. Но чартисты не сдавались: к маю 1842 г. они собрали ещё подписи. Но палата общин вновь отвергла хартию. Рабочие ответили на это массовыми стачками. 

Рис. 6. Ф. О’Коннор

Чартисты раскололись на сторонников применения моральной (сторонником был Ловетт) и физической силы, во главе которой встал ирландский адвокат Ф. О’Коннор , считая возможны другие методы борьбы: стачки, вооруженные выступления (рис. 6).

 

Но, к счастью, призывы к насильственным действиям не получили в Англии широкой поддержки. В июле 1848 г. парламент в третий раз отклонил петицию чартистов. На этом чартистское движение, основной силой которого были рабочие, фактически завершилось. Власти сделали лишь одну уступку: рабочий день был сокращен до 10 часов.

С упадком революционного чартизма ведущую роль в английском рабочем движении стал играть мирный тред-юнионизм (от англ. trade-unions — профсоюзы). После отмены запрета на деятельность профсоюзов в 1824 г. их число и влияние стали быстро расти. Главным для тред-юнионов было повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Их руководители являлись сторонниками только мирных действий и реформ и старались смягчить конфликты между рабочими и предпринимателями.

 

Итоги

 

В результате успехов промышленного переворота Великобритания к середине XIX в. утвердила свою роль ведущей индустриальной державы мира. Давно сложившиеся политические традиции страны помогли ей избежать серьёзных социальных взрывов, сотрясавших в то время континентальную Европу.


Контрольные вопросы
 

1. Какие причины лежали в основе быстрого развития английской промышленности? 

2. Как менялась структура английского общества?

3. Чем положения парламентской реформы 1832 г. отличались от требований Народной хартии? 

4. Почему парламент отклонил петицию чартистов?

5. Каковы особенности рабочего движения в Англии?


Предыдущий урок
США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Век демократизации. «Великие идеологии»
Зарубежная история 19-начала 20 века
Поделиться:
  • Классификация химических соединений

    Химия

  • Studying. Обучение

    Английский язык

  • Сочетания

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке