Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост

Зарубежная история 19-начала 20 века

29.03.2024
37417
0

США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост

 

План урока

  • США в начале XIX в.
  • Экономическое развитие
  • Политическое развитие и проблема рабства
  • Гражданская война 1861–1865 гг.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: фронтир, доктрина Монро, сквоттеры, джексоновская демократия, аболиционизм, земельная лихорадка, золотая лихорадка
  • знать причины и значение Гражданской войны
  • уметь описывать особенности развития США

Вступление

Американское общество было переселенческим. После войны за независимость и образования США в экономическом развитии преобладали две тенденции: активное развитие капитализма на Севере и плантационного рабства на Юге на фоне быстрого освоения западных районов страны. Складывались предпосылки промышленного переворота.


Чем обусловлены особенности процесса модернизации в США?


 

США в начале XIX в.

Карта 1. США в конце XVIII в. — первой половине XIX в

В конце XVIII в. жители первых 13 штатов населяли полосу в 300–400 км от берега Атлантики. К середине XIX в. границами США стали два океана. Некоторые территории США покупали. В 1803 г. они купили у Франции Луизиану — огромные пространства за рекой Миссисипи, а в 1867 г. приобрели у России Аляску. Другие земли захватывались насильно. Уничтожались и сгонялись со своих мест индейские племена, велись войны против соседних государств (см. карта 1).

 

Рис. 1. Сквоттеры

Гигантские просторы манили переселенцев из Европы, благодаря чему в течение XIX в. население США каждые 27 лет удваивалось. По закону 1841 г.  сквоттеры — это переселенцы, которые занимаемые необработанные участки земли могли недорого купить и оформить в собственность, если построили на ней дом хотя бы с одним окном (рис. 1). Этот период получил название  земельная лихорадка .

Рис. 2. Реклама тура в Калифорнию — к местам, охваченным золотой лихорадкой, 1850-е гг.

В середине XIX в. в Калифорнии (Сакраменто) нашли золото и началась золотая лихорадка . Одиночки и артели, старатели принялись за массовую добычу золота на новых открытых месторождениях (рис. 2).

 

Особенностью США была высокая социальная и пространственная мобильность (подвижность) населения. Продвигаясь вверх по общественной лестнице, американец не сталкивался с сословными пережитками, как в Европе.

 

Огромную роль в смягчении социальных противоречий в США играл фронтир — граница незаселённых земель на Западе, куда любой человек мог всегда отправиться в поисках лучшей доли.

В 1823 г. была провозглашена  доктрина Монро , отрицавшая европейское вмешательство и превращавшая Новый Свет в сферу влияния США. В 1845 г. к ней добавилась доктрина предопределения судьбы, по которой присоединение новых территорий объявлялось миссией, вручаемой американской нации свыше. Так обосновывалась война с Мексикой 1846–1848 гг., в которой та потеряла около половины своей территории, а США получили Техас, Калифорнию, Нью-Мексико, Юту и Неваду.

 

Экономическое развитие

Рис. 3. Хлопчатобумажная машина Э. Уитни

Промышленная революция в США началась около 1815 г. 

 

Ведущей стала текстильная отрасль, обладавшая важным преимуществом: хлопок производился непосредственно в США и был дешёвым из-за рабского труда. С 1817 по 1837 гг. производство тканей выросло в 77 раз за счёт роста плантаций и изобретения Э. Уитни  эффективной хлопкоочистительной машины.

 

Эпоха железных дорог началась в 1830 г., и за следующие 30 лет их длина достигла 50 тыс. км — больше, чем в остальном мире вместе взятом.

Рис. 4. Жатка С. Маккормика

Сельское хозяйство шло двумя путями: на севере развивалось капиталистическое хозяйство, на юге господствовало плантаторское хозяйство с применением труда рабов. На севере и северо-западе страны процветало фермерское хозяйство, в котором уже в первой половине XIX в. применялись сельскохозяйственные машины (рис. 3 и 4).   

 

В Европе крестьяне страдали от малоземелья, но в США аграрный вопрос был решён самым демократическим образом. По  гомстед-акту 1862 г.  свободные земли за символические суммы передавались в руки тех, кто желал их обрабатывать. Однако это стало возможным только после разрешения проблемы рабства.

К тому же между фермерами Севера и плантаторами Юга постоянно возникали конфликты из-за новых земель на западе — должны ли они быть рабовладельческими или свободными.

Политическое развитие и проблема рабства

Рис. 5. Э. Джексон (1829–1837)

В США быстрыми темпами шла демократизация общества: многие штаты отменили имущественный ценз и снизили возраст избирателей.

 

Особенно этот процесс быстро проходил в период «джексоновской демократии» — президентом был  Э. Джексон . Политическое лицо США определяли две партии, не раз менявшие свои названия (рис. 5). 

 

В середине 1850-х гг. возникла двухпартийная система демократов и республиканцев. Более всего их разделяло отношение к проблеме рабства. Интересы плантаторов-южан отражала демократическая партия.

За 100 лет своего существования США являлась рабовладельческим государством: чернокожих рабов было около трети населения.

Рис. 6. У. Гаррисон (1773– 1841)

Проблема рабства почти никого не волновала, так как и на Севере, и на Юге преобладали расистские взгляды (чернокожие считались людьми второго сорта): запрещены межрасовые браки, раздельное обучение. 

 

С 30-х гг. XIX в. В США формируется  аболиционизм — общественное движение, борьба за уничтожение рабства и освобождение рабов. 

 

Один из лидеров  У. Гаррисон  предлагал ненасильственные методы борьбы против рабства (рис. 6).


Рис. 7. Дж. Браун (1800–1859)

Другой известный представитель этого движения белый фермер   Дж. Браун выступал за применение насилия. В 1859 г. Браун поднял восстание против рабства, захватив арсенал армии США, но оно было подавлено, а лидер восстания казнён (рис. 7).

 

Но и противники рабства часто не считали чёрных равными белым. Например, даже сражаясь в армии северян, чёрные солдаты получали 7 долларов в день, а белые — 13.

 

К конфликту между Севером и Югом подталкивало и сильно развитое региональное самосознание, особенно для Юга.

Гражданская война 1861–1865 гг.

Пункт характеристики

Содержание

Причины войны

Борьба за политическую власть в стране между южными плантаторами и северной буржуазией

Принципиальное неприятие рабства частью населения Севера

Сужение рынка рабочей силы в стране из-за наличия рабства на юге

Кто является главой государства

Президент Авраам Линкольн 

(1861–1865)

Стороны – участницы

Юг — южные штаты | Север — северные штаты

Силы сторон, внешняя поддержка сторон

9 млн. жителей + помощь Англии и Франции | 22 млн. жителей + помощь России 

Повод к началу войны

Отделение южных штатов от США

Образование Конфедерации

События 

1861 г. — обстрел и захват южанами форта Самтер

1862 г. — введение правительством Линкольна налога на богачей, конфискация имущества мятежников

20 мая 1862 г. —  закон о гомстедах: любой гражданин старше 21 года мог стать обладателем участка 160 акров (ок. 64 гектара), который после 5 лет пользования переходил в собственность.

1 января 1863 г. — указ об освобождении негров – рабов (13-я поправка к конституции).

1863 г. — сражение у Геттисберга закончилось победой северян.

Апрель 1865 г. — захват армией генерала Гранта (Север) города Ричмонд, капитуляция армии генерала Ли (генерал южан).

Итоги войны

Апрель 1865 г. — победа армии северян.

Погибло около 620 тыс. человек.

Значение гражданской войны

Заслуга Линкольна: сохранение целостности государства и отмена рабства.

Значение войны: утверждение политического господства буржуазии, открылись большие возможности для дальнейшего процесса модернизации.

 

Итоги

 

Американцы сохранили целостность своего государства. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:

 

  • уничтожение рабства;
  • решение аграрного вопроса актом о гомстеде.

В национальном масштабе победил американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.


Контрольные вопросы 

 

1. В чём заключалась особенность экономического развития США?

2. Почему рабство препятствовало прогрессу?

3. Последствия Гражданской войны.


Предыдущий урок
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
Страны Азии в XIX – начале ХХ века
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. Повторение

    Русский язык

  • Глаз и зрение. Оптические приборы

    Физика

  • Усложнение организации растений в процессе эволюции

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке