- Питание
- Одежда
- Торговля и потребление
- Техника в доме
- Средства транспорта
- Начало качества связи
- Массовая культура и расширение форм досуга
- Пространство и время
- уметь давать определение понятиям бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм
- знать причины улучшения повседневной жизни населения
- знать какие средства бытового пользования и передвижения появились
- Что вы вкладываете в понятие «повседневная жизнь»?
- В чём отличие горожанина от сельского жителя?
- Вспомните, какие изобретения вошли в повседневную жизнь городского жителя XVIII в.
Питание
Одно из главных изменений в повседневной жизни — это питание. Еды стало больше и качество тоже улучшилось. Проблема голода к концу XIX в. практически исчезла. Основной пищей оставался хлеб и картофель.
Благодаря изобретению холодильных установок, а также вагонов и кораблей-рефрижераторов, началась «эра дешёвого мяса», доступнее стала и рыба для жителей неприбрежных территорий (рис. 1).
Увеличилось потребление сахара в 4 раза, который тоже был роскошью.
Благодаря научному и техническому прогрессу разнообразным стало предложение пищевых продуктов. После изобретения маргарина небогатые слои населения теперь могли получать жиры.
В середине века в США появляются консервы: сгущенное молоко, мясо, рыба, горох, томаты и т. д. В 70-е годы XIX века было налажено их промышленное производство. Также в конце XIX в. появляются первые супы-концентраты фирм «Магги» и «Кнорр» (рис. 2).
Одежда
В одежде появилась тенденция демократизации, то есть, не смотря на свой статус, к концу XIX в. все одевались в похожую одежду, только разного качества. Самой дешёвой и очень удобной для тёплого климата тканью стал хлопок, так как он производился на фабрике (рис. 3 и 4).
В мужской моде стало цениться удобство и качество. Цвета тоже были простыми — серый, а чаще даже чёрный.
В отличие от мужской моды, женщина должна демонстрировать своей одеждой статус семьи. К концу XIX в. женщины тоже меняли самосознание и отстаивали не только политические права, но и символом борьбы в моде стала война против корсетов, появились более свободные платья.
Торговля и потребление
Во второй половине XIX в. начинал складываться массовый рынок. И, конечно же, это было связано с ростом доходов населения. Развивалась лёгкая промышленность, которая позволяла покупать товары дешевле. Быстро начала распространяться новая форма торговли — универсальные магазины — благодаря перевороту в обувном деле, где стали выпускать обувь с различием правой и левой ноги. Там же возникла ещё одна новинка — твёрдые цены , в то время как в лавках можно было торговаться (рис. 5).
Развитие торговли привело к появлению с 1880-х гг. брендов. С продвижением подобных товаров на рынке ( маркетинг ) использовались новые приёмы: эмблема и её сопровождающий слоган .
Бренд — марочный товар с единообразным оформлением и массовым серийным производством.
Известная история фармацевта из Атланты Джона Пембертона, который изобрёл необычный сироп случайно, тем не менее записал рецепт и отнёс новинку в самую крупную аптеку города, где его предлагали против похмелья и от стресса. Через некоторое время сироп стали разбавлять газированной водой. Так появилась «Кока-кола» (рис.6).
Техника в доме
Достижения промышленной революции принесли в каждый дом разнообразные машины и механизмы личного потребления: утюг, пылесос, стиральную и посудомоечную машины, кухонную плиту (рис. 7 и 8).
Большим шагом вперёд стало изобретение «электрической свечи» (электрической лампочки) А. Н. Яблочкова . Свет появился в США, Латинской Америке и даже в Индии. Однако более долговечным и практичным вариантом стала лампочка Т. Эдисона (рис. 9).
Особое место в личном потреблении занимало изобретение американца А. Зингера — швейная машинка. Была открыта и эпоха любительского фотографирования. Благодаря патенту Л. Дагера появился первый компактный фотоаппарат (рис. 10).
Невероятную популярность на рубеже веков приобрёл велосипед. Тем более этим средством передвижения моли пользоваться не только мужчины, но и женщины. На волне этой популярности возникло самое крупное соревнование — Тур де Франс.
Средства транспорта
Совершенствовался транспорт, путешествия становились комфортнее. Так, с 1860-х г. появляются спальные вагоны, до этого передвигались только сидя.
Для быстрого передвижения по городу немецкими инженерам К. Бенцем и Г. Даймлером изобретается автомобиль с бензиновым двигателем . И конечно же, его могли позволить далеко не все, да и популярность у автомобилей была небольшая. Настоящая эпоха автомобилестроения началась с начала XX в., когда Г. Форд начал выпускать знаменитую модель «Т», у которой была выше производительность, и тем самым она была дешевле и доступнее (рис. 11).
Настоящим чудом стало изобретение самолёта братьями У. и Э. Райт в 1903 г, на котором они впервые совершили продолжительный полёт (рис. 12).
Начало качества связи
Коренные изменения происходили и в средствах личной коммуникации. До XIX в. почтой могли пользоваться только грамотные люди, да и услуги были недешёвыми. Но с возникновением новых транспортных средств и повышением грамотности количество почтовых отделений возросло. С введения в Англии знаменитого «чёрного пенни» — первой почтовой марки — оплата снизилась и упростилась.
Ещё быстрее действовал телеграф, изобретённый в 1837 г. Морзе в Нью-Йорке. Скорость передачи информации была очень важна для частных лиц и для экономики и политики (рис. 13).
Но для личного пользования удобным оказался телефон. Запатентовал его британец А. Белл . Телефон, опять же, оставался не всем доступным (рис. 14).
Массовая культура и расширение форм досуга
Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет), индустриально-коммерческий тип производства, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов способствовали появлению на рубеже веков массовой культуры .
Массовая культура предлагала и предлагает зрителю понятную и доступную продукцию, её выражением стал кинематограф. Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 г. братьями Люмьер . Первый показ 49-секундной короткометражной ленты шокировал зрителей. Однако уже с 1905 г. начали появляться кинотеатры, куда билеты отличались дешевизной (рис. 15).
Спорт занял главное место среди общественных развлечений: процветал велосипедный спорт, летом — теннис, зимой — катание на санях, лыжах и т. д., в ограниченном размере катание на коньках. Особую популярность приобрело плавание. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII — начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. С середины XIX века в ряде стран началось строительство искусственных бассейнов. В 1890 г. впервые было проведено первенство Европы по плаванию. С 1896 г. плавание включено в программу Олимпийских игр. На этом фоне в конце XIX века появились сторонники физической культуры и здорового образа жизни, которые начали агитацию за общее здоровье и физическое совершенствование.
В XIX веке начали практиковаться походы и прогулки пешком, а также горные восхождения. Туристы стали кооперироваться, объединяясь в разные организации.
Пространство и время
Восприятие окружающего мира также менялось под давлением глубочайших перемен. Причинами этого были:
- транспортная революция позволяла путешествовать;
- школьное образование — расширение знаний о мире;
- чтение газет и романов.
По-другому стало восприниматься время, отступили сумерки и началась эпоха света: изобрели дешёвые и яркие стеариновые свечи, а позже — керосин и керосиновую лампу.
Изменилась точность измерения времени. На смену солнцу как главному ориентиру приходят часы, производство которых возрастает в несколько миллионов. Произошла и унификация времени с 1884 г., было установлено единое мировое время с делением земного шара на 24 часовых пояса.
В связи с приходом понимания времени работающий человек начал разделять часы труда и отдыха.
XIX в. — век развития личности, т. е. индивидуализма. Человек самостоятельно выбирал, чем будет заниматься, будущую супругу, сам давал имя ребёнку. Однако такая самостоятельность приводила людей к неуверенности и появлялось желание «быть как все».
Итоги
Происходившие изменения — новые виды транспорта, средства связи, быстрота получения информации — привели к тому, что общество стало социально мобильным. Появилось больше возможностей для достижения успеха в жизни. Но как мы заметили, не все смогли приспособиться к быстро изменяющемуся миру.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины улучшения питания.
2. Почему одежда разных социальных слоёв становилась похожей?
3. Какие новые бытовые и транспортные средства появились?
4. Как проводили свободное время?
5. Почему появился индивидуализм?